Новости

Понять ребёнка и выстроить доверительные отношения

24 декабря 2018 Новости от наших партнёров

Приближаются новогодние праздники, а с ними и каникулы. Для многих родителей это прекрасная возможность близкого общения с детьми, тесного контакта, совместного досуга. И даже если у вас идеальные отношения, счастливая семья, ребёнок не испытывает трудностей в общении с ровесниками и в учёбе - диагностику можно пройти для собственого спокойствия. 

В последнее время родители стали редко прибегать к консультативной помощи психолога. Хотелось бы думать, что уровень общения и взаимодействия детей и родителей до такой степени высок, что не требует поддержки детского психолога. Однако, это не всегда так. Давайте попробуем разобраться в причинах снижения родительских инициатив в ситуации оказания помощи специалиста–психолога.

1. В российской культуре отсутствует навык обращения за консультативной помощью к психологу. Мы лучше обсудим проблемы собственной жизни с друзьями, коллегами, близкими взрослыми, чем пойдем на прием к специалисту. Недаром в России существует такое понятие как «кухонная психология». Однако близкие люди (в отличие от психолога) не всегда могут объективно оценить ситуацию и предоставить эффективный способ решения ее.

2. Низкий уровень родительской компетенции в понимании специфики деятельности психолога. Родители часто путают понятия «психиатр», «психолог», нередко взаимозаменяя их. Каждая из указанных специальностей имеет собственную специфику работы. Прежде всего, психиатр - врач, который исследует особенности психического развития взрослых и детей, ставит диагнозы (только он!) и в ситуации необходимости назначает лечение (медикаментозное и психокоррекционное).

3. Специалист-психолог оказывает помощь взрослым и детям, у которых отсутствуют психиатрические диагнозы и заболевания, однако наблюдаются особенности психического развития, которые препятствуют личностному росту человека (например, страхи, тревожность, неуверенность, агрессивность, застенчивость, проблемы внимания…). Как правило, отклонения в развитии умственной и личностной сферы имеют временный характер и корректируются психотерапевтическими методами, без использования медикаментозных средств. Инструментом психолога является применение всевозможных психологических способов и приемов воздействия (психотерапевтической беседы, игротерапии, песочной терапии, Арт-терапии, терапии общения…). Помощь детского психолога заключается в диагностике и коррекции особенностей психологического развития нормально развивающихся детей, у которых на определенном этапе взросления стали проявляться противоположные способы реагирования на привычные жизненные ситуации (например, ребенок стал обидчивым, агрессивным, плаксивым, непослушным, появились проблемы в обучении, наблюдается резкая смена настроений…).

Главная задача психолога – построить ситуацию общения с ребенком таким образом, что он даже не поймет, что его чему–то специально обучали.

4. Нередко родители (да и педагоги) имеют слабое представление о психологических особенностях развития детей в каждый возрастной период. Однако необходимо напомнить, что знание психических особенностей развития детей помогает повысить результаты обучения и воспитания. Разобраться в возрастных особенностях психического развития ребенка вам поможет детский психолог.

5. Отсутствие у родителей доверия к специалисту-психологу, который осуществляет профессиональную деятельность в детских садах и школах. Часто родителей беспокоит, что персональные данные о ребенке, полученные в результате диагностики, станут достоянием воспитателей и учителей. В данной ситуации следует подчеркнуть, что только родители имеют право сообщать результаты диагностического обследования ребенка педагогам и другим заинтересованным лицам.

6. Следует также отметить, что довольно часто к психологу родители обращаются в тех случаях, когда разнообразные методы воздействия на ребенка испробованы, а положительный результат не достигнут. В связи с этим утверждением, хотелось бы высказаться о главном направлении деятельности детского психолога. Прежде всего – это профилактическая работа. Согласитесь, легче предотвратить возникновение проблем, чем корректировать их последствия.

Одним из способов профилактической деятельности является проведение психолого–педагогической диагностики, которая позволяет дать оценку уровню психического развития ребенка, исследовать особенности его общения и взаимодействия с близкими взрослыми. Психолого–педагогическое обследование желательно проводить не реже одного раза в год, начиная с двухлетнего возраста малыша.

В заключение, хочется надеяться, что информация, изложенная в этой статье, позволит расширить представление родителей о деятельности детского психолога.

Надеемся, что за консультативной поддержкой вы, уважаемые родители, будете обращаться не только в ситуации крайней степени необходимости, но и с профилактической целью. И тогда (поверьте!) проблем воспитания и обучения на пути развития ребенка станет намного меньше!

Специалист-психолог Ирина Викторовна ДОВОЛЬНОВА

Связаться с автором можно, написав в direct Инстаграм-профиля: @div1742 Либо задать вопрос в теме на форуме 

Автор:

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.

Статьи

Реклама