Школа

И права, и обязанности. Платные услуги школы: по договору

И права, и обязанности. Платные услуги школы: по договору

22 февраля 2016

Предоставление школой платных дополнительных услуг, в том числе и в сфере общего образования, становится все более привычным. Родителям следует знать о том, на каких основаниях такие услуги оказываются. Еще два года назад приказом министерства образования были установлены примерные формы договоров, которые в этой связи заключаются между школой и родителями.

Прежде всего, школа как исполнитель услуг обязана в общедоступной форме доводить до родителей (заказчиков услуг) и детей (потребителей услуг) всю информацию, касающуюся оказания платных дополнительных услуг. Эта информация должна размещаться на информационных стендах либо предоставляться по первому требованию родителей.

Следует учесть, что требования к содержанию договоров родителей со школой являются лишь ориентировочными для сторон, поскольку в соответствии с принципами и нормами гражданского законодательства провозглашена свобода воли сторон при заключении договоров. Однако фактически заключенные договоры не могут ухудшать положение заказчиков и потребителей услуг по сравнению с примерными формами. Если предусмотренные в этих формах положения не будут указаны в заключенных договорах, то они все равно считаются принятыми администрацией школ в связи с самим фактом оказания услуг.

В договорах об оказании платных услуг и приложениях к ним должны быть обязательно указаны:

  • наименование и количество услуг, наименование учебных дисциплин, формы проведения занятий и количество учебных часов;
  • срок обучения в соответствии с учебным планом (индивидуально и в группе);
  • учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
  • цена договора (причем по требованию родителей школа обязана составить смету к данному договору);
  • порядок оплаты услуг исполнителя, валюта платежа, периодичность оплаты;

В соответствии с договором исполнитель обязан:

  • обеспечить для проведения занятий помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, а также его оборудование и оснащение, соответствующие обязательным нормам иющие обязательным нормам и правилам;
  • проявлять уважение к личнос­ти ребенка, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обес­печить условия укрепления здоровья и эмоционального благополучия ребенка с учетом его индивидуальных особен­ностей;
  • сохранить место за ребенком в случае его болезни, лечения, карантина, отпуска родителей, каникул и в случае других ува­жительных причин пропуска занятий;
  • уведомить родителей о нецеле­сообразности оказания ребен­ку услуг в объеме, предусмотренном договором, вследствие его индивидуальных особенно­стей, делающих невозможным оказание данных услуг.

Родители вправе требовать от исполнителя предоставления следующей информации:

  • по вопросам, касающимся ор­ганизации и обеспечения над­лежащего исполнения услуг, предусмотренных договором, образовательной деятельности исполнителя и перспектив его
  • об успеваемости, поведении, отношении ребенка к учебе, его способностях к обучению по отдельным предметам.

Что должны родители

Когда речь идет о взаимоотношениях семьи и школы, чаще всего обсуждаются обязанности школы перед родителями и детьми. Однако основная ответственность за воспитание и образование детей лежит все-таки на родителях, а система образования существует лишь в помощь им. И в соответствии с международными актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами именно родители обязаны обеспечить получение детьми полного общего образования. А значит, во взаимоотношениях со школой родители (и, кстати) дети обладают не только правами, но и обязанностями.

По поводу обязанностей родителей закон ограничивается скупыми формулировками о том, что родители являются первыми воспитателями, несут финансовую ответственность за своих детей, создают необходимые условия для получения ими образования. Кроме того, в соответствии с законом на родителей и обучающихся (воспитанников) возложена обязанность выполнять устав образовательного учреждения, а также иные школьные установления. Эти документы должны быть доступны для ознакомления родителям и обучающимся. А еще обязанности родителей могут быть ими приняты на себя в соответствии с договором со школой.

Главной обязанностью родителей является создание условий для соблюдения ребенком режима дня, соответствующего его возрастным и психофизиологическим особенностям и обеспечивающего успешное освоение школьной программы.

Родители обязаны информировать школу о существенных изменениях состояния ребенка, которые могут повлиять на процесс обучения.

Родители информируют классного руководителя о болезни ребенка, согласуют с ним отсутствие ребенка на занятиях по иным причинам, а также информируют о перемене места жительства, контактного телефона и об иных изменениях в семье.

В уставах большинства школ записано, что родители оберегают личное достоинство ребенка, не применяют к нему психического насилия и телесных наказаний. Ведь, к сожалению, нередко основной причиной плохой успеваемости детей становится излишняя требовательность родителей, их нетерпимость к естественным промахам и неудачам детей. Мамы или папы должны приходить в школу по просьбе учителя, воспитателя или психолога для обсуждения индивидуальных особенностей своих детей, а также присутствовать на родительских собраниях.

Требовать участия родителей в работе органов самоуправления школой никто не может. На первый план здесь выступает собственное желание родителей.

Некоторые уставы образовательных учреждений с помощью жестких формулировок обязывают родителей оказывать школе финансовую помощь, что является очевидно противоправным. А вот более элегантные формулировки принимаемых школой актов об оказании родителями посильной помощи в благоустройстве класса и школы, на наш взгляд, допустимы.

Родители не могут неоправданно вмешиваться в работу педагогов по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей. Ведь если родители отдают своего ребенка учиться в данное образовательное учреждение, то значит, они разделяют принципы педагогической деятельности школы, изложенные в ее уставе, и согласны с особенностями педагогического подхода школы, а следовательно, и каждого члена педагогического коллектива к методам обучения и воспитания детей.

Д. Растимешин

"Семья и школа" №4 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 7 до 16 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.

Статьи

Реклама