Здоровье

Что делать, если ваш ребёнок заикается?

Что делать, если ваш ребёнок заикается?

25 февраля 2016

Расстройства речи у детей многообразны. Чаще всего родителям и педагогам приходится сталкиваться с заиканием - нарушением плавности и ритмичности речи. Не удивительно, что этому расстройству посвящена обширная научная литература и усилия многих неврологов, логопедов, психологов.

В этой небольшой статье, предлагаемой вниманию читателей, мы, разумеется, сможем коснуться лишь самых общих вопросов, связанных с заиканием.

Прежде всего надо сказать о том, почему может возникнуть заикание. Тут свою роль могут сыграть как наследственная предрасположенность и тяжелое течение беременности и родов (в том числе случаи, когда приходится прибегать к кесареву сечению), так и различные заболевания, которые сопровождаются воспалением или отеком мозга, нарушением мозгового кровообращения, и многое другое. Часто начало заболевания родители ребенка связывают с испугом, с эмоциональным потрясением, вызванным перенесенной травмой, разлукой с близкими людьми. Зачастую первые запинки начинаются при бурном или раннем развитии речи.

Нарушения речи при заикании разнообразны: от легких единичных запинок в случае сильного волнения до тяжелых форм с судорожными проявлениями и страхом речи - лого-фобией.

Маленьким детям заикание, как правило, не мешает общаться с близкими или со сверстниками в детском саду. Но чем старше ребенок, тем тяжелее он переносит свой недуг. В подростковом возрасте заикающиеся дети стараются говорить как можно реже, короткими, рублеными фразами. У них изменяется восприятие окружающего, складывается особый невротический тип поведения; тогда можно говорить о лого-неврозе.

Как вести себя родителям, если ребенок заикается? Как помочь ему, к каким специалистам обратиться?
Прежде всего, не показывайте ребенку своей тревоги - это вызовет у него еще большее напряжение. И, естественно, не смейтесь над ним и не стыдите его. Не слушайте советов доброжелателей, уверяющих: все само пройдет, просто его мысли пока опережают речь. Еще хуже поверить в то, что делать ничего не надо: все равно ничем не поможешь.

При появлении первых запинок в речи - повторении отдельных согласных звуков в начале или середине слова или затянутом произнесении гласных - незамедлительно обратитесь к невропатологу или психоневрологу.

В первые несколько недель можно попытаться спустить всё на тормозах. Для этого надо обязательно соблюсти ряд условий:

• если в семье есть человек, который тоже заикается, придется сократить до минимума продолжительность его контактов с ребенком (или даже исключить такие контакты полностью);
• все члены семьи должны постараться в присутствии ребенка говорить медленно, четко, неплохо - чуть нараспев;
• ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, и вообще лучше всем дома говорить потише;
• недопустимы бурные выяснения отношений между взрослыми (даже в том случае, когда ребенок не является непосредственным свидетелем таких сцен);
• ребенок должен быть огражден от бурных игр;
• если малыш не хочет ходить в детский сад, плачет, замыкается в себе, пусть побудет дома до тех пор, пока не станет спокойнее, не забудет свои тревоги;
• надо исключить длительное общение ребенка с телевизором и продолжительные компьютерные игры;
• даже мультфильмы, которые смотрит ребенок, должны быть мягкими, без мелькающих картинок и волнующих сюжетов (о боевиках и триллерах, которые любят смотреть школьники, и говорить не стоит);
• придется исключить посещение театра и кино, праздничных представлений, массовых гуляний, вообще скоплений людей (например, на пляже);
• а вот гулять с ребенком надо почаще, спокойно с ним разговаривая;
• на ночь - добрая сказка.

Одним словом, ребенку надо создать условия, в которых он почувствует себя желанным и любимым, условия, исключающие излишние эмоциональные нагрузки, - не только отрицательные, но и положительные.

И уж конечно при начальном заикании категорически не рекомендуются дальние экзотические путешествия. А вот отдых в кругу семьи на даче или в деревне, без резкой смены климата, может облегчить состояние вашего малыша, помочь ему преодолеть речевые трудности.

Очень важно выполнять рекомендации врача по медикаментозному лечению. Длительные курсы успокоительных препаратов, легких снотворных, преимущественно растительного происхождения, помогут закрепить положительный эффект. Это касается в основном тех случаев, когда заикание только началось.

Если ребенок заикается давно, много месяцев или даже годы, то данные выше рекомендации остаются необходимыми, но они уже недостаточны. Необходимо обратиться за помощью не только к врачу-неврологу, но и к логопеду. Курс логопедических занятий, на которых ребенок научится приемам, позволяющим обходить заикание, помогут ему выровнять плавность и ритм речи, а многократное использование этих приемов в повседневной речи приведет к закреплению стойкого навыка.

Для ребенка-школьника занятия с логопедом создают дополнительную нагрузку, поэтому на это время его лучше освободить от других нагрузок: усиленных занятий спортом, факультативного изучения иностранных языков и т. п.

Часто родители, искренне желающие добра своему ребенку, стараются загрузить его разными занятиями, "чтобы зря на улице не болтался". Это оказывается для него непомерно тяжелым бременем, порождает постоянную усталость, на фоне которой заикание приобретает более тяжелый характер. Родителям надо осознать, что их ребенку даже на обычную школьную учебу приходится затрачивать больше сил - и интеллектуальных, и эмоциональных, - чем школьнику без речевых проблем.

Особо стоит вопрос об эмоциональном комфорте, необходимом ребенку. Заикание само по себе порождает у него тревожное ощущение: "Я не такой, как все! Я хуже!". Ему нужна постоянная эмоциональная поддержка, чтобы он обрел уверенность: его любят таким, какой он есть. И особенно родители! Они - его тыл, его надежная опора.

Даже если вы не можете не отругать ребенка за проступок - отругайте, но именно за этот проступок, и ни в коем случае не говорите ему, что он плохой! Звучать это может так: "Я люблю тебя больше всего на свете! Я знаю, что ты хороший, добрый, славный, но сегодня ты ведешь себя так плохо, что мне не хочется даже говорить с тобой, пока ты не поймешь, что был неправ, и не пообещаешь, что больше так не будешь". И конечно же нужно выдержать характер и не отступать от своих требований.

Недопустимо, когда при возникновении ссор между детьми - в школе или на улице - ребенку напоминают о его речевом дефекте. К сожалению, этим грешат не только дети, но и взрослые, и даже иногда учителя…

У одной нашей пациентки, девятилетней девочки с тяжелой формой заикания, после длительного лечения и занятий с логопедом и психологом остались лишь единичные запинки, когда она сильно волновалась. Казалось, за нее можно было только радоваться! Но она подверглась форменному издевательству со стороны педагога. Он грубо предложил ей "вылечить за лето заикание или убираться в другую школу". Девочка испытала тяжелейшее унижение, речевой недуг обострился. Появились судороги, тики, развился тяжелый невроз, потребовавший длительного лечения.

К счастью, подавляющее большинство учителей не допускают ничего подобного. Они идут навстречу ребенку, например дают ему возможность, заданный урок отвечать в спокойной обстановке после занятий или в письменном виде.

Естественно, заикающиеся дети не должны проходить проверок на скорость чтения, которые бывают в младших классах. А вот хорошо выученные стихи наши ребята, как правило, читают без запинок. Еще лучше, если они поют в хоре, да и не только в хоре. Ограничивать их участие в самодеятельных концертах не рекомендуется.

Жизнь ребенка с заиканием становится особенно сложной в подростковом возрасте. Первая влюбленность может принести не радость, а тяжелые переживания, если предмет увлечения не ответит на нежные чувства и даст понять, что все дело в заикании. Такая ситуация, как правило, приводит к тому, что у ребенка обостряется ощущение своей неполноценности.

Если такое случилось, ни в коем случае не обижайте ребенка жалостью. Лучше спокойно и конструктивно предложите ему поработать над собой. Коррекционная работа кроме занятий с логопедом включает медикаментозную терапию (если на то есть показания), а также курс психологической поддержки или психотерапию - индивидуальную или (что лучше) в группе. Осознание ситуации и предложенная помощь положительно сказываются на желании заниматься и, соответственно, на результатах.

Как показывают наблюдения, комплексуют, в основном, те дети, которые считают себя в чем-то обделенными. Очень хорошо, если ребенок умеет делать то, чего не умеют его сверстники. Здесь все таланты хороши. Занятия спортом, танцы, игра на музыкальных инструментах, моделирование, работа на компьютере - все годится!

Очень важно в школьном возрасте выявить склонности ребенка и помочь их развитию.

Сознание, что умеешь делать то, чего не умеют другие, значительно повышает самооценку, разрывает оковы ущербности, помогает переключить внимание со своего недуга на то или иное увлечение, почувствовать себя способным на многое. Это уравнивает ребенка с другими детьми, сводит на нет тревожность и, как следствие, приводит к значительному смягчению заикания, а в ряде случаев - к его полному исчезновению.

Очень часто заикание усугубляется травмами мозга, следствиями которых становятся повышенное внутричерепное давление, изменения мозгового кровотока. В этих случаях наряду с комплексной логопедической коррекцией требуется лечение последствий травм; ребенок должен состоять на учете у невролога и проходить ежегодные контрольные обследования.

Если у ребенка появляются признаки замкнутости, раздражительности, угнетенного настроения, плаксивости или агрессии, необходимо, не мешкая, проконсультировать его у психолога или психоневролога.

Всем нам важно помнить, что ребенку с заиканием живется намного сложнее, чем другим детям его возраста. Для гармоничного развития, полноценной жизни ему необходима наша помощь, внимание, поддержка и самое важное - любовь.

Доктор медицинских наук Елена Михайловна Парцалис заведует детским отделением Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения Москвы, а также кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии

Елена Парцалис

"Семья и школа" № 9 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет" и "Здоровье ребёнка"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама