Воспитание

Становление личности

Становление личности

24 февраля 2016

Даже у взрослых не бывает готовых рецептов на все случаи жизни, и поэтому главная задача родителей – сформировать у ребенка умение самому решать, что делать, когда и зачем.

Ваш малыш прекрасно развивается, накапливает опыт и начинает обретать самостоятельность. Она ограничена его возрастом и постепенно будет изменяться по своей направленности и характеру проявлений. Уже на втором году жизни ребенок узнал, что может сам двигаться и обращаться с некоторыми предметами. Через какое-то время происходит просто замечательное открытие: он понимает, что может сам выбирать игрушки, сюжет своего рисунка, придумывать рассказ к картинке или игру, общаться с детьми и взрослыми независимо от их желаний и требований. Теперь он сам лепит, строит, помогает младшим. Иногда ему подчиняются сверстники в играх, порой он побеждает в спорах, даже папа и мама прислушиваются к его «хочу» или «не хочу».

Однажды вы возвращаетесь из магазина и выясняете, что в ваше отсутствие четырехлетняя дочь самостоятельно включила стиральную машину, чтобы постирать одежду для кукол, и залила соседей; или пятилетний сын сам пытался ремонтировать игровую приставку, открыл ее корпус, когда она была под напряжением... Вы понимаете, что надо предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, чтобы он не превратился в послушного и пассивного исполнителя требований окружающих. Вместе с тем, любая самостоятельность является положительным качеством до тех пор, пока она не нарушает установленных в обществе норм и не угрожает безопасности ребенка. Поэтому, как в любой семье, у вас возникает вопрос о «дозе» детской самостоятельности, допустимой и необходимой для правильного развития.

Уровни самостоятельности
Стихийное поведение ребенка не имеет ничего общего с его самостоятельностью, за которой всегда стоит взрослый. Ребенок растет, и воздействие взрослых людей становится все менее и менее явным. Постепенно на основе формирования соответствующих норм поведения и привычек, т. е. сложившихся стереотипов, воспитывается подлинная самостоятельность.

Уровень самостоятельности повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умения аккуратно есть и одеваться без помощи оцениваются как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша, но этого уже недостаточно для характеристики того же качества у пятилетнего. Самостоятельность не развивается без первоначального подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ваш ребенок освоил и осмыслил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях. К сожалению, очень часто, побуждая ребенка самостоятельно действовать, рассуждать, оценивать ситуацию, родители в то же время полностью подавляют его инициативу.

Ошибки родителей
Никто из нас не толкнет ребенка в клетку с тигром, чтобы научить самообороне. Понятно, что малыш не должен оказываться в ситуации, когда ему одному не справиться с трудностями. Ясно и другое: если ребенок постоянно держится за вашу руку, то ничему не научится. Как же найти «золотую середину» в воспитании его самостоятельности?

Мама говорит пятилетнему сыну: «Горка на детской площадке слишком высока для тебя, не влезай на нее». С Витей общаться не разрешает: «Мамочка лучше знает, с кем тебе дружить». Мальчик не будет посещать бассейн – мама считает, что «занятия музыкой нужнее». А через несколько лет она сама выберет сыну «нужное» учебное заведение, профессию и спутницу жизни? Подобная опека подавляет любую инициативу. Возможно, что это происходит из-за чрезмерной и слепой родительской любви к ребенку или постоянного страха, что с ним может случиться что-то «ужасное». Возможно, родители (чаще мама) используют ребенка для удовлетворения собственных потребностей: забота о чаде подменяет все «нормальные» пути их самореализации, связанные с браком и работой. Иногда кто-то хорошо помнит свое не очень счастливое детство и решает все взвалить на свои плечи, включая и то, что ребенок может делать сам. Малыш здоровый, развитый... Разве этого мало? Может быть, и достаточно, если вы владеете «эликсиром жизни» и планируете всегда быть рядом, ежеминутно выполнять его желания, оберегать от всякого рода усилий и неудач. Позвольте напомнить, что конечная цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить ребенка к периоду жизни, когда он оставит ваше «уютное гнездышко». Ему придется самостоятельно «свить» свое. А вдруг ему это не удастся, потому что вы в свое время лишали его возможности научиться чему-то, проявлять себя на деле, переживать естественные разочарования?..

Что мешает ребёнку проявлять инициативу?
Причин много – внутренних и внешних. Попробуем перечислить некоторые из них.

- Страх, который он непосредственно выражает фразой «Я боюсь!» Его легко преодолеть с вашей помощью и моральной поддержкой. 

-  Неумение и незнание. Они постепенно заменяются компетентностью ребенка в доступных его возрасту пределах, если вы прививаете ему разные навыки, учите мыслить.

- Чрезмерное послушание, рожденное жесткими ограничениями и излишним контролем. В ваших силах снять какие-то запреты, не препятствовать самовыражению ребенка.

- Ожидание наказания. Лучше не пользоваться методом «кнута и пряника» в вопросах воспитания. Наказание останавливает лишь на время негативное поведение, но не предотвращает, а даже усиливает причину его повторения.

- Неуверенность в своих силах. Только опыт укрепит уверенность в себе и наполнит ребенка гордостью за реальные достижения.

- Отсутствие в семье атмосферы свободного творчества. Стремление подражать взрослым и широкие возможности для разнообразной деятельности – своего рода инициативные толчки для ребенка.

- Неразумные прогнозы родителей: «Ты останешься без руки» (мальчик хотел поработать пилой); «Хочешь, чтобы тебя украли разбойники? (девочка просила позволить ей одной погулять около дома).

- Чувство вины, насаждаемое родителями. Ребенок часто слышит от них упреки: «Мне стыдно за тебя», «Ты огорчаешь меня своим самовольным поведением». Запугивания нелюбовью окружающих: «Я расскажу завтра в детском саду, что ты натворила!», «Кто будет дружить с тобой после этого?!»

- Манипуляции любовью: «Если ты любишь меня, то не делай этого!», «Вот теперь мамочка тебя любит».

- Недоверие родителей. Пятилетняя дочь изъявляет желание присмотреть за младшим братиком, пока вы готовите обед. Рискните. Доверие развивает в ребенке самостоятельность и самоуважение. 

-  Нетерпеливость и нетерпимость родителей. Когда ребенок заявляет о себе как о личности и хочет сам что-то делать (завязывать шнурки, заводить друзей), то вы должны радоваться – он уверенно движется вперед в своем развитии. Позвольте ему делать это самому и по-своему. 

-  Жизненные установки родителей. Если для вас превыше всего порядок, тишина и покой в доме, то, вероятно, вы поторопились с рождением ребенка...

Как развивать инициативу?
Прежде всего, не стоит делать за ребенка то, что он может и должен сделать сам. Просто дайте ему возможность выбрать те домашние дела, за которые он будет отвечать. Маленькому человеку, как и взрослому, необходимо иметь право голоса в решении важных вопросов и быть уверенным в том, что он активно участвует в жизни семьи. Чтобы подтолкнуть ребенка к действиям, вы можете намеренно ставить его в ситуации выбора, когда ему приходится самостоятельно принимать решения. И конечно, нужно обсуждать с детьми различные варианты поведения, учить их анализировать обстоятельства, в которые они попадают.

Известно: чтобы получить законное удовлетворение и укрепить уверенность в собственных силах, всякое начинание нужно довести до конца. А лучший помощник в любом деле – заслуженная похвала родителей и их вера в успех. К неудачам лучше относиться с юмором: от ошибок никто не застрахован, главное – извлечь из них урок. Важно воспитать в ребенке умение достойно переносить трудности. Не всегда сразу можно что-то быстро и хорошо сделать, поэтому разрешайте детям пытаться делать даже то, с чем они не справятся. Погрешности в работе – ничто по сравнению с гордостью за реальную помощь.

Постарайтесь заслужить доверие ребенка, чтобы он знал, что на вас можно положиться. Ощущая поддержку, он будет проявлять самостоятельность в мыслях, делах, в выражении чувств и эмоций.

В развитии самостоятельности выделяют три уровня :
Первый – ребенок действует в обычных для него условиях без на-поминаний и помощи с вашей стороны. Он сам убирает после игры кубики, сам идет мыть руки перед едой, сам говорит «спасибо» и «пожалуйста», если благодарит кого-то или просит о чем-то.

Второй – ребенок правильно поступает в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись мыть после прогулки свою обувь, ваша дочь без подсказки решила почистить сапоги больной бабушки.

Третий – освоенное ребенком правило приобретает обобщенный характер и определяет его поведение в любых условиях. Мальчик сам принес стул зашедшей к вам соседке и предложил ей сесть, уступает место старшим в автобусе, пропускает женщин вперед.

Татьяна Мягкова
психолог

"Мой Кроха и Я" №11 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама