Психология

Почему дети растут безынициативными?

Почему дети растут безынициативными?

27 мая 2019

В этой статье "под прицелом" психолога оказался вопрос безынициативности детей, истоки такого поведения в призме родительского отношения к тем или иным действиям ребёнка. Автор - И.В. Довольнова, детский психолог с многолетним стажем практической работы в медицинских и образовательных учреждениях.

Занимаясь изучением инициативности  дошкольников и младших школьников, мы обратили внимание на достаточно многочисленную группу детей, имеющих проблемы в развитии инициативности. Одна группа детей при столкновении с трудным заданием отказывалась от выполнения, мотивируя собственный отказ высказываниями, например такими как: «Не буду», «Не знаю», «Это трудно», «Это невозможно». Другая группа -  выражала согласие выполнять задания только под руководством взрослого. Они заявляли: «Я не могу», «У меня  не получается», «Давайте вместе». Третья группа дошкольников и младших школьников тоже выражала готовность выполнить любой вид заданий, однако, в ситуации неудачи, быстро теряла к нему интерес, переключая собственное внимание на более привлекательные объекты.  В противоположность сказанному, инициативные дети не только готовы были выполнить любое задание, но и самостоятельно находили способы, которые способствовали достижению высоких результатов. Наверное, Вам такие ситуации знакомы. Почему же одни дети готовы проявлять инициативность, а другие нет? Попробуем разобраться  вместе. Мы считаем, что суть проблемы в отсутствие или сформированности волевого компонента в достижении результата и предполагаем, что инициативность является первоосновой воли.

Что же такое инициативность? Инициативность (в нашем понимании) – это собственная активность ребенка, его активная позиция, которая проявляется в общении, деятельности, поведении.

Наблюдения за инициативными/безынициативными детьми привели нас к пониманию того, что истоки возникновения данной проблемы необходимо искать в предшествующем периоде детства, раннем возрасте. На втором году жизни ребенок очень активен. Благодаря овладению прямохождением, малыш расширяет собственные границы познания, может  самостоятельно дойти и взять предмет, привлекший его внимание, потрогать, поманипулировать с ним и даже попробовать на вкус.  Другими словами, происходит усвоение  сенсорных свойств и эталонов предметов, а также овладение понятиями о них. Например, малыш берет игрушку, подходит к близкому взрослому, показывает и говорит: «У!», обращаясь с инициативным требованием обозначить словом предмет, вызвавший интерес. Внимательные родители не только назовут предмет, но и покажут действия с ним, то есть осмыслят проявленную инициативу ребенка.  Нередко же можно наблюдать противоположную тенденцию: одни родители постоянно ограничивают действия малыша (не трогай, отойди, перестань, нельзя…), другие -демонстрируют  отсутствие общения и взаимодействия с ним (например, увлеченно играют в гаджеты, не обращая никакого внимания на ребенка). Приведенные примеры позволяют говорить о том, что развитие инициативности ребенка в раннем возрасте непосредственно связано с общением и взаимодействием с близкими взрослыми, которые  готовы осмыслить любые его начинания.

С целью проверки данного положения мы предложили родителям дошкольников и младших школьников, имеющих разную степень инициативности, проблемные ситуации, наиболее часто встречающиеся на пути развития ребенка раннего возраста. Мы просили вспомнить развитие их собственных детей в период от 1 года до 3 лет и  описать способ реагирования, иначе говоря,  каким образом они поступали в представленных или аналогичных ситуациях.  Всего было предложено 7 ситуаций следующего содержания:

1 ситуация: «Рисование красками»

«Вы вместе со своим ребенком рисовали красками. Вас отвлек телефонный звонок, и Вы оставили ребенка одного. Когда Вы вошли в комнату, то увидели, что Ваш малыш разрисовал себя, столик, стульчик и обои на стене. Опишите, пожалуйста, Ваши действия».

2 ситуация: «Машинка»

«Ваш малыш играл в комнате с любимой машинкой. Она закатилась под диван, и малыш самостоятельно достать ее не мог. Ребенок попросил Вас о помощи. Напишите, пожалуйста, каким способом вы отреагировали на просьбу малыша».

3 ситуация: «Разбросанные вещи»

«Войдя в комнату, Вы увидели, что Ваш малыш вытащил из шкафа все вещи. Он сидит в куче вещей довольный и счастливый. Опишите, пожалуйста, Ваши дальнейшие действия».

Ситуация 4: «Лужа»

 «После дождя Вы с ребенком пошли на прогулку. Вы обратили внимание на то, что Ваш малыш с удовольствием ходит по лужам, выбирая лужи побольше и поглубже. Вы заметили, что истинное наслаждение малышу доставляет не только процесс вхождения в лужу, но и подпрыгивания в ней. Брызги летят в разные стороны, попадая на прохожих. Опишите Ваши действия».

Ситуация 5: «Игра в песок»

«Играя в песочнице, Ваш малыш стал подкидывать песок вверх, наблюдая за тем, как песок, разваливаясь в воздухе, оседает на других детях, играющих в песочнице рядом с ним. Опишите Ваш способ реагирования».

Ситуация 6: «Магазин»

«Вы вместе с ребенком вышли из магазина. В руках у Вас тяжелые сумки. Ваш ребенок не хочет идти, капризничает, просит взять его на ручки. Опишите, пожалуйста, Ваши действия».

Ситуация 7:»Игра с кубиком»

 «Ваш ребенок стучит кубиком о стульчик. Опишите, пожалуйста, что Вы будете делать или говорить малышу».

Прежде чем знакомиться с результатами  исследования, предлагаю Вам, уважаемые читатели, задуматься над вопросом: «А как бы Вы поступили в подобных ситуациях?».

Проанализировав содержание ответов, нам удалось выделить типичные образцы поведения родителей, дети которых имели разную степень развития инициативности. Делюсь с Вами результатами исследования.

Итак, родители безынициативных детей реализовывали преимущественно три типа поведения:

  1. Реагировали негативно на все действия малыша: запрещали, ругали, отбирали понравившийся предмет, всевозможными средствами подавляя инициативность ребенка. Например, «Заставлю мыть стены», «Отберу машинку»,  «Заставлю сложить обратно вещи в шкаф», «Уведу с прогулки домой», «Припугну»;
  2. Вторая группа близких взрослых умилялась любым действиям малыша. Например, «Подойду и поцелую», «Улыбнусь», «Обниму» и…все действия выполняла за ребенка: «Достану машинку», «Отмою стены и ребенка», «Уберу вещи в шкаф», «Понесу ребенка и сумки», «Сяду рядом и постучу вместе с ним в кубик»…;
  3. Третья группа родителей предпочитала не вмешиваться в деятельность своего ребенка. Например,  «Разрешу оторваться по полной», «Ничего не буду делать, пусть орет», «Пусть стучит»…

Поведение родителей детей, обладателей высокой степени инициативности, характеризовалось следующими показателями:

- готовностью принимать  любые ситуации. Например, «Если ты вышел с ребенком на прогулку после дождя, будь готов к тому, что он полезет в лужу…;

- стремлением поддержать все начинания малыша и осмыслить его действия. Например,  «Вот это – художник! Давай сфотографируем твою картину и отправим фото папе» или «Ты как птичка в гнездышке среди вещей!», «Ты как папа, молотком стучишь!»;

- взаимодействием с малышом. Например, «Попрошу ребенка мне помочь отмыть стены и стульчик», «Перемеряем все и сложим вещи в шкаф», «Ему тряпочка и мне тряпочка»…;

- желанием научить. Например, «Возьмем фонарик, швабру и достанем машинку. В следующий раз он будет доставать машинку самостоятельно»;

- стремлением находить конструктивные пути выхода из проблемных ситуаций. Например, «Найдем лужу вдали от прохожих и попрыгаем вместе с ним» или «Покажу, что можно бросать песок на кустики, травку или под ноги», «Увлеку ребенка: перебежками добежим до лавочки, а там и до дома недалеко»;

- наблюдательностью, умением заметить возникший у ребенка интерес и поддержать его. Например,  «Еще можно в ванной на плитке рисовать», «Можно взять палку и измерить глубину луж», «Можно достать плед и вместе побаловаться», «Взять карандаши и устроить оркестр», «Постучать кубиком по дивану и сравнить звуки»…;

- уважением к личности своего ребенка. Например, пишет мама девочки – первоклассницы: «На то оно и детство, чтобы шалить и хулиганить, прыгать по лужам, кидаться песком, стучать и капризничать! Нужно объяснить ребенку, что есть вещи, которые делать нельзя. А, если хочется похулиганить, то можно и с родителями. Например, брызгаться водой из водных пистолетов, поиграть с мукой, когда печем блинчики…и многое другое».

Приведенные примеры наглядно показывают, какой способ общения и взаимодействия способствует развитию малыша, а кой отбивает всякое желание учиться. Способы реагирования родителей безынициативных детей преимущественно приводят либо к подавлению инициативности (отсутствию какого – либо желания у ребенка действовать самостоятельно), либо к формированию зависимых форм поведения (в ситуации малейшего затруднения ребенок будет полагаться на действия взрослого), либо  к чрезмерной активности (инициативе без всякого смысла) и могут препятствовать его волевому развитию в будущем. Способы взаимодействия близких взрослых с инициативным ребенком способствуют поддержанию его инициативности и готовности обучаться дальше. Нам, взрослым, следует помнить об этом!  Потому что, насколько быстро мы заметим и отреагируем на возникший у ребенка интерес, настольно быстро произойдет развитие его личностной и познавательной активности в будущем. 

Автор - И.В. Довольнова, детский психолог с многолетним стажем практической работы в медицинских и образовательных учреждениях

Автор:

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама