Психология

Слишком шустрые. И такие невнимательные!

Слишком шустрые. И такие невнимательные!

24 февраля 2016

О детях, у которых синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Об этих детях пишут в журналах и газетах, им посвящаются специальные научные публикации. Кто-то называет их пришельцами и представителями новой человеческой расы, кто-то утверждает, что они жертвы неблагоприятных изменений окружающей среды. Школьные учителя порой считают их педагогически запущенными, а то и хулиганами, объясняя всё плохим воспитанием. Они почти неуправляемы. Им трудно сосредоточиться на чем-либо, их внимание очень быстро истощается, и они перестают следить за тем, что происходит на уроке. Они отвлекаются на птицу, пролетевшую за окном, на крики детей, доносящиеся со школьного двора, на новую прическу учительницы… Всё их занимает, кроме того, ради чего они, собственно, и должны ходить в школу.

На них нередко покрикивают и в школе, и дома, их пытаются взять строгостью. Но врачи и психологи знают, что карательные меры не помогают. Необходима длительная терапия; родителям и педагогам придется запастись терпением. Раньше таким детям ставили диагноз "минимальная мозговая дисфункция", сейчас принято говорить, что у них гиперкинетическое нарушение активности внимания и поведения. Или проще: синдром гиперактивности с нарушением внимания.

Число гиперактивных детей в мире постоянно растет. Считается, что этот синдром наблюдается более чем у 10 процентов детей; в классе из 30 учеников могут найтись от 3 до 5 таких детей. В 75 процентах случаев он закладывается еще до рождения или при рождении. Неблагоприятное течение беременности, осложнения ее в виде токсикозов, анемия, воспалительные заболевания внутренних органов, стремительные роды, выдавливание акушером ребенка и многое другое сопровождается кислородным голоданием плода (гипоксией), а интенсивное ведение родов может привести к его травмированию. Следствием всех этих неблагоприятно действующих факторов может стать гипоксическое повреждение центральной нервной системы и, в частности, мозга.

Дети, рожденные при таких обстоятельствах, обнаруживают некоторые особенности поведения уже с первых месяцев жизни. Навыки движения могут развиваться у них с опозданием - дети позднее начинают сидеть, часто вообще не ползают, позднее начинают ходить. Часто они отличаются беспокойством на первом году жизни: трудно засыпают или мало и тревожно спят, позднее начинают говорить, да и фразовая речь у них появляется только к двум с половиной - трем годам. Некоторые из них в раннем детстве заикаются.

Гиперактивные дети чрезвычайно общительны. Они с радостью и легко вступают в игру со сверстниками, особенно если игра подвижная и не требует известной сосредоточенности, но так же легко теряют интерес к игре, если рядом появляется новый ребенок, если в поле зрения попадает какой-то привлекательный предмет. Эти малыши очень возбудимы, эмоциональны, зачастую обидчивы и могут быть агрессивными, если встретят сопротивление. Они всегда в движении, интересы их сменяются. Вместе с тем они быстро устают. Но, устав, не могут остановиться, и чем больше усталость, тем более необузданными они становятся. Подвижная игра заканчивается дракой, возведение башен из кубиков - их крушением, катание машинок - тем, что они оказываются разломанными на части.

Естественно, родители стараются призвать детей к порядку: они упрекают их в невнимательности, неаккуратности, ругают за раскиданные по всей комнате игрушки. Дети соглашаются: да, нужно всё привести в порядок; они кое-как сбрасывают игрушки в ящик или коробку, обещают, что больше так не будет, и тут же нарушают обещание, если их вдруг увлекла новая игра. Ребенок при этом искренне не понимает, за что же его ругают: ему самому такое поведение кажется естественным, само собой разумеющимся.

Многие родители, заботясь о будущем ребенка, уже в четыре года отдают его в группы развития. Он с удовольствием посещает такие группы: там можно не только учиться читать и считать, но и рисовать или заниматься музыкой, решать занимательные задачки на соображение или играть с новыми друзьями в веселые игры. Но уже через месяц-другой выясняется, что ребенок не только сам не справляется с развивающей программой, но и мешает своим поведением делать это другим: то и дело вскакивает с места, шумит. И быстро устает, теряя к занятиям всякий интерес. Педагоги начинают жаловаться родителям на его поведение и, бывает, в категорической форме предлагают забрать малыша из группы.

Если амбиции малыша невелики, то отсутствие явных успехов и постоянные замечания заставляют его ждать новых неудач покорно. Но если его претензии достаточно велики, он раздражается, протестует, плачет. В любом случае неуспешность снижает самооценку ребенка. Он уже сам готов к тому, что у него ничего не получится. Так складывается установка на будущее. И когда ребенок через год-другой идет в школу, эта установка сказывается на его отношении к школе.

С самого начала школа не очень-то привлекательна для него. Он ходит туда только затем, чтобы поиграть с друзьями. Уроки же для него не интересны: он заранее знает, что на них его все равно будут ругать. Настрой ребенка продолжает ухудшаться. Чтобы не идти в школу, он придумывает тысячи причин: и голова у него болит, и горло, и температура, наверное, повысилась, и живот свело… Если родители не поддаются на уловки, отправляют его в школу чуть ли не силой, да еще стыдят, что у него там всё плохо, то состояние его психики оказывается под угрозой, могут даже начаться истерики. Ребенок идет на прямой обман родителей, прогуливает школу, попадает под влияние улицы, где его принимают таким, какой он есть…

Что же делать родителям? Когда нужно начинать заниматься с ребенком? В каком возрасте целесообразно отдать его в школу? Как помочь маленькому первокласснику на самых первых порах? Давайте по порядку.

Гиперактивность ребенка обнаруживается, как мы уже знаем, задолго до школы. Уже в три-четыре года видна неспособность ребенка сосредоточить внимание: он не может досмотреть мультфильм, послушать интересную детскую книжку, рисовать или лепить из пластилина вместе с мамой. Его интересуют только подвижные игры с мячом, он любит катать игрушечные машинки и сталкивать их: авария! Родители должны насторожиться и обратиться к врачу - невропатологу или психоневрологу. Если при этом у ребенка была задержка речевого развития, врач должен проконсультировать его как можно быстрее. Настоятельно рекомендую посоветоваться и с психологом: он объяснит, как необходимо работать с малышом.

Невропатолог может назначить дополнительное функциональное обследование ребенка. Возможно, надо будет сделать электроэнцефалограмму (ЭЭГ), эхо-энцефалограмму (Эхо-ЭГ) или исследование сосудистого кровотока шеи и головы. Назначенное врачом лекарственное лечение, как правило, значительно улучшает состояние и поведение ребенка, снимает у него повышенную возбудимость, облегчает освоение им новых навыков; улучшается его память и внимание.

Однако неправильно было бы возлагать все надежды на лекарства. Необходимо постепенно приучать ребенка удерживать внимание сначала на одну-две минуты, а затем постепенно, в течение нескольких месяцев, увеличить продолжительность занятий хотя бы до 20 минут.

И совсем не обязательно (особенно на первых порах) усаживать малыша за стол со словами "Пойдем позанимаемся!". Занятие можно провести в любом месте, там, где удалось завладеть его вниманием: на полу, на диване, в углу комнаты, под столом, на кухне… И, конечно, занятия должны быть увлекательными, похожими на игру.

Например, на кухне можно посмотреть, какие бывают овощи. Из каких можно сварить борщ? Еще лучше, если ребенок поможет вам почистить, помыть или даже порезать овощи - так он лучше всё запомнит. Они так любят помогать! А в другой раз он рассмотрит корзинку с фруктами и запомнит их названия.

Даже из окна можно наблюдать за сменой времен года, отмечать, чем они различаются; порассуждайте вместе с малышом, почему летом тепло, а зимой холодно.

Рассказывайте ребенку интересные истории, такие, чтобы он мог увидеть в них знакомых людей, окрестные дома, деревья, растущие в ближнем парке.

Не забывайте, что ребенку трудно надолго удерживать внимание, поэтому занятия не должны утомлять его. Если заметили, что он устал, внесите изменения в ход занятия. Например: вы знакомите ребенка с буквой, вспоминаете слова, которые с нее начинаются. Но вот он утомился - попробуйте перебрасываться с ним мячом, с каждым броском повторяя одно из только что припомненных слов. Учите числа? Можно начать считать проезжающие мимо дома автомобили или прохожих. И все это недолго, чтобы не надоедало, и обязательно делая из этого игру. Только не пытайтесь подделываться под детский язык - это порой раздражает даже самых маленьких: они-то считают себя уже взрослыми.

Теперь о развивающих группах. Если первый опыт занятий в такой группе оказался неудачным, заберите из нее ребенка. Повторите попытку через год, но не раньше, чем ребенку исполнится

6 лет. Все это время продолжайте домашние занятия, исподволь усложняя их.

Замечайте малейшие успехи ребенка и обязательно хвалите его: "Я знала, что у тебя все получится! Смотри, сегодня уже вышло лучше, чем вчера! А завтра ты постараешься и будет еще лучше! Молодец!". Это сделает занятия привлекательными, ребенок будет получать от них удовлетворение. И приложит все силы к тому, чтобы поменьше отвлекаться.

Поступление в школу нужно отложить до

7 лет. К этому времени вы уже научите его сохранять внимание на 30 минут и более. Если есть возможность выбирать школу, не ищите "самую лучшую". Важнее другое - чтобы ребенок попал к понимающей и внимательной учительнице, которая будет поддерживать его успехи.

С началом учебы в школе у гиперактивного ребенка могут обнаружиться признаки дисгра-фии и дислексии (мы о них говорили в № 10 за прошлый год в статье "Плохо читает… С ошибками пишет…"). Помогут регулярные занятия с логопедом и встречи со школьным психологом.

Очень важно в первых классах школы сохранить у ребенка интерес к учению, даже если оно не самое успешное. К 12-13 годам (при надлежащем врачебном контроле и помощи психолога) трудности отступают, поведение ребенка выравнивается.

Елена Парцалис

"Семья и школа" №1 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама