Психология

Волшебный ключик

Волшебный ключик

24 февраля 2016

«В некотором царстве жили-были...» – эти слова, как золотой ключик Буратино, открывают детям дверь таинственного и мудрого мира сказки. Освоившись в этом мире, они с уверенностью шагнут в жизнь...

Классические народные сказки, родившиеся из «преданий старины глубокой», а также чудесные истории, написанные знаменитыми сказочниками, обязательно находят отклик в сердце ребенка. Что несут эти истории детям, почему их необходимо читать подрастающему человеку? Когда начинать? Не правильнее ли будет оградить детей от страшных подробностей и грустных финалов некоторых сказок? Вопросы важные... Во-первых, заметим, что чтение вслух дает детям и взрослым замечательные часы совместного досуга, а правильно выбранное произведение сближает их совместными переживаниями. Во-вторых, для ребенка встреча с миром сказок означает переход в новое – волшебное – пространство, где он узнает много полезного для себя: что делать, встречаясь с неправдой и несправедливостью, как относиться к опасностям, как вести себя с друзьями. Сказка, конечно, упрощает ситуации, а ее персонажи нарисованы лишь одной краской – они либо хорошие, либо плохие. Однако в конце все разрешается вполне понятно и недвусмысленно, что позволяет ребенку вникнуть в суть проблемы и сделать выводы. Как утверждают психологи, сказки помогают детям на определенном этапе развития усвоить то, что им требуется, оставляя без внимания факты, которые пока не нужны или не слишком понятны.

Чем раньше, тем лучше!
Исследования специалистов разных стран показали, что у детей, которым сказки рассказывали буквально с первых месяцев жизни, существует позитивная взаимосвязь между этой информацией и развитием способности к обучению, проявляющейся по мере роста. Чтение сказок (даже самым маленьким) воспитывает у ребенка привычку слушать и умение познавать, развивает внимание и воображение. Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста. Годовалых интересуют, главным образом, колыбельные и считалочки, а ближе к двум годам дети способны слушать первые «настоящие» сказки, поскольку к этому времени они учатся мысленно представлять себе развитие событий. В возрасте двух–трех лет радость, гнев, грусть и страх становятся понятными, лично испытанными эмоциями, а стремление удовлетворить свои импульсивные желания часто входит в противоречие с необходимостью подчиняться требованиям взрослых – в сознании малыша идет нешуточная борьба. Двух-, трехлетним нравятся сказки, объясняющие, как надо поступать и чего не стоит делать. Их волнуют истории, говорящие о переживаниях, о разрушительной силе таких эмоций, как злость или ревность: дети остро их ощущают, но не знают, как себя вести при столкновении с ними. Так, сравнивая свою маму и сказочную мачеху, малыш утверждается во мнении, что его мама – самая лучшая! А на злодейку из сказки он может обрушить все свое негодование и возмущение.

Полезные страхи
Многие роди-тели задаются вопросом, надо ли читать ребенку сказки, в которых встречаются «страшные» подробности или эпизоды с описанием насилия, – боятся, не спровоцируют ли они ненужные детские страхи. Общеизвестно, что даже дети, выросшие в самой тепличной обстановке, не лишены обычных человеческих эмоций, в том числе и негативных, и волшебные истории позволяют малышам освободиться от страхов. Сказки утверждают, что зло и злодеи будут побеждены. Они доводят до ребенка – в понятной форме – идею о том, что борьба с несправедливостью неизбежна, но бояться не надо.

И, конечно, сказки помогают ребенку разобраться в собственных переживаниях и внутренних конфликтах. Так, сказка о Красной Шапочке и Сером Волке, не слишком подходящий сюжет для прослушивания крохой в одиночестве, становится важной для его дальнейшего развития, будучи пережитой совместно со взрослым, которому малыш доверяет (для ребенка возможность бороться со страхом неотделима от ощущения личной защищенности). При этом условии сказка принесет пользу – и потому, что детские страхи привязываются к вымышленной истории, и оттого, что рядом с родным человеком малыш чувствует себя способным противостоять страху и преодолеть его. Родители должны знать, какую сказку стоит читать малышу и в какое время. Важно учитывать не только возраст чада, но и его эмоциональный настрой в данный момент (не стоит поручать няне знакомить ребенка со «страшной» историей про Гензеля и Гретель, если мамы с папой нет дома). Но расти без полезных волшебных историй детям нельзя – это все взрослые должны знать твердо. 

Мультики или чтение?
Кино- или мультипликационные версии любимых сказок, конечно, имеют право на существование, но история, прочитанная «вживую» – совсем другое дело.У слушающего ребенка есть возможность создать свой «фильм» – сменяющие друг друга образы возникают в его сознании. Очень важно, чтобы у малыша развивались собственные воображение и фантазия и он научился управлять ими к тому моменту, когда экран предложит ему «готовые к употреблению» картинку и звук.

Еще одним отличием чтения от просмотра является «расположение фигур в пространстве». Когда взрослый и ребенок смотрят мультфильм, они сидят бок о бок – рядом, но не глядя друг на друга. При чтении обычно один из них находится напротив другого или, особенно если речь идет о самых маленьких, мама обнимает малыша, и они сидят, прижавшись. Чувство единения создают не столько слова, сколько взгляд, улыбка, живое тепло родного человека.

Домашний театр
Дети постарше охотно разыграют сказочный сюжет по ролям. Если вы снабдите их реквизитом, поможете изготовить костюмы и «декорации», спектакль можно будет показывать гостям на семейном торжестве (Новый год – подходящий для этого повод).

При выборе сказочных тем и авторов обязательно учитывайте возраст юных слушателей!

Ольга Дель
педагог

"Мой Кроха и Я" №1 2007

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология" или в теме "Сказкотерапия"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама