Психология

Откуда дети берутся?

Откуда дети берутся?

23 февраля 2016

Этот вопрос, застающий, как правило, родителей врасплох, сигнализирует о том, что малыш, довольствующийся ранее лишь наличием безусловной родительской любви, возможностью отстраненно-созерцательного наблюдения за окружающим миром и простыми манипуляциями с предметами, вступает в важный этап своего развития, отличающий, собственно, человека от братьев его меньших, а именно – начинает не только активно познавать мир, но и преобразовывать его. 

Стоит ли игнорировать такую любознательность? А может, по примеру наших бабушек рассказывать ребенку старые добрые сказки про аиста и капусту?

Как говорить с маленьким исследователем на эти «щекотливые» темы, не боясь, что вас осудят в «растлении малолетних» или что ваш родительский авторитет пошатнется из-за очевидного недоверия ребенка к вашим попыткам «замять» разговор? Как и о чем говорить с подростком? Знание особенностей и периодов развития детской сексуальности способно пролить свет на вопросы, до сих пор вызывающие ожесточенные споры между сторонниками и противниками сексуального воспитания.

Детская сексуальность, или “Безгрешны” ли наши дети?
Миф о детской асексуальности, попытку развенчания которого предпринял еще Зигмунд Фрейд, до сих пор поддерживается многими, поскольку, действительно, дети (а особенно, младенцы и малыши) воспринимаются нами как «ангелочки», которые чисты и непорочны. Но, согласитесь, порок – понятие человеческое, нравственное. А если задуматься, то что есть порочного в обычных физиологических и психологических проявлениях? Именно беспристрастный научный подход и изучение человеческой природы позволили Фрейду открыть и описать проявления инфантильной сексуальности. Им была произведена периодизация детского возраста на основе сексуального развития ребенка. Естественно, сексуальность ребенка отличается от сексуальности взрослых. Все дело в том, что сексуальное – это не только генитальное. И это тоже отличает человека от животных. Детская сексуальность в своем развитии должна пройти несколько этапов, прежде чем достигнет своего расцвета. Однако эти этапы важны для формирования зрелой сексуальности. Уже сразу после рождения ребенок становится «сексуальным» — ни для кого не является секретом тот факт, что ребенок получает удовольствие не только от удовлетворения его потребности в насыщении, но и от самого акта сосания (а иначе зачем тогда были бы нужны «пустышки»?). Эта так называемая оральная стадия длится в течение примерно первого полугода жизни. Как только у малыша появляются первые зубки, он начинает прикусывать материнскую грудь, пробуя ее «на зубок» — орально-кусательная стадия продолжается обычно до первого дня рождения. Период приучения ребенка к горшку, формирования навыков опрятности – это анальная фаза развития. Длится она в среднем до наступления трех лет. На этом этапе ребенок получает удовольствие от появившейся у него способности контролировать собственные физиологические процессы, а также от возможности проявить упрямство, не подчиниться ухаживающим за ним людям или, наоборот, поощрить их за любовь к нему. Это время, когда малыш впервые начинает испытывать такие чувства, как стыд, отвращение, знакомится с моральными требованиями.

Затем ребенок вступает в чрезвычайно важный для его дальнейшей жизни период – генитальный (его можно разделить на три самостоятельных периода – фаллический, уретральный и собственно генитальный). Это период от 3-х до 6-8 лет. Можно сказать, что к окончанию этого периода сексуальность, ее особенности, а также характер ребенка сформировались. Но ребенок еще отличается от взрослого, а именно тем, что он не имеет физиологической возможности для продолжения рода.

Период обучения в школе (от 7 до 12-14 лет) называется латентным. Кажется, что детей в этом «нежном» возрасте совсем не интересуют вопросы секса. Это происходит потому, что воспитание, социальные требования приводят к тому, что ребенок «забывает» о том, что его так интересовало до школы. А точнее, сформированные в раннем возрасте «плотины» из отрицательных чувств к проявлениям сексуальности, как бы «прерывают» сексуальное развитие ребенка, делая его начало двукратным. К тому же, у него появляются прекрасные возможности для сублимации вытесненных влечений – учеба, занятия в различных кружках и секциях.

Ну и. наконец, кончается латентный период тогда, когда наступает функциональная зрелость половых органов. Гормональная буря сносит установленные ранее «плотины» и предопределяет наступление следующего этапа – этапа зрелой сексуальности.

Античные трагедии в каждой семье, или Чего хочет маленький Эдип?
Почему нас до сих пор не оставляют равнодушными древнегреческие трагедии? «Одиссея» Гомера и «Энеида» Вергилия показывают, что человеческая жизнь неразрывно связана с болью и страданиями. Очень отчетливо эта мысль прослеживается в трагедиях Софокла: «Эдип Царь», «Эдип в Колоне», «Антигона». Переработан­ные греческие мифы в «Орестее» и «Прикованном Прометее» Эсхила только подтверждают трагедии Софокла. Скорбь, горе, проклятие, смерть — вот их темы. Они повествуют об убийстве, боязни смерти, мести, грехе, страхе возмездия от фурий (богинь проклятия, кары и возмездия). Актуальность этих трагедий столь высока, что их постановки и сейчас вызывают восхищение публики. Если бы в них не затрагивались трагические и неизменно важные для людей вопросы, интерес к ним современной просвещенной публики вряд ли бы был так велик.

Краеугольным камнем психоаналитической теории является так называемый «эдипов комплекс». Считается, что трагедию царя Эдипа переживает в детстве каждый ребенок. Напомню ее сюжет. В древнегреческом городе Фивы жил и правил царь Лай. Его жену звали Иокаста. Когда у них родился сын Эдип, оракул предсказал Лаю, что сын станет причиной его гибели, а затем женится на своей матери. Чтобы предсказание не сбылось, царь отдает ребенка своему слуге и приказывает его умертвить. Младенцу протыкают ступни ног и оставляют умирать в горах. Мальчика находит пастух, и он воспитывается чужеземной царской четой, у которой нет собственных детей. Эдип становится юношей, и тут его приемную семью настигает еще одно предсказание. Оракул снова говорит, что сын убьет отца. Эдип, любящий своих приемных родителей и считающий их родными, уходит из семьи, пытаясь предотвратить отцеубийство. В пути он встречает царя Лая, который отправился в поход для осмотра своих владений. Естественно, родные отец и сын даже не предполагают, кто им повстречался. Между ними разгорается ссора, и Эдип убивает Лая. Далее он идет в Фивы, жители которых умирают от моровой язвы. На входе в город всех путников останавливает сфинкс и просит отгадать его загадку. Но никто не может этого сделать, и тогда сфинкс убивает их. Эдип – первый и единственный, кому это удалось. В награду за это жители Фив провозглашают его царем, и он женится на своей матери, Иокасте. Моровая язва побеждена, Эдип правит и, кажется, ничто не предвещает трагедии. Но вскоре снова наступают тяжелые времена. Опять появляется оракул, извещающий, что причина всех неприятностей – грешник Эдип. Всем открывается страшная тайна. Иокаста, не в силах перенести всего ужаса случившегося, убивает себя, Эдип выкалывает себе глаза, потому что не может смотреть на то, что ему открылось.

Итак, в возрасте 3-5 лет мальчики влюблены в своих матерей, а девочки – в отцов. Они хотят устранить соперников (родителей своего пола), испытывая и проявляя к ним враждебные чувства. Мальчик порой открыто заявляет, что когда он вырастет, то женится на маме и купит ей шубу, а девочка говорит о желании родить своему папе ребенка. Однако детское стремление «убить отца и жениться на матери» борется с любовью к своему сопернику, к тому же родители дают понять ребенку, что он не может быть мужем или женой, используя порой для этого угрозы и наказания. Негативные чувства и неприемлемые стремления с течением времени вытесняются, что объясняет причину детской «амнезии», а именно того, что большинство взрослых «не помнят себя» примерно до 5-ти летнего возраста. А как иначе можно объяснить то, что забываются детские впечатления, которые по своей яркости не сравнимы ни с чем, что может пережить взрослый человек? К тому же, способность к запоминанию у маленького ребенка феноменальна – в течение первых лет жизни он овладевает всеми основными знаниями и навыками, которые накопило человечество за миллионы лет своего развития.

Истоки детской любознательности

Исследовательский интерес к явлениям окружающего мира просыпается в ребенке не случайно. Во-первых, это сублимированное проявление присущих всем людям  влечений к овладеванию и подглядыванию. Кроме того, он со всей силой проявляется тогда, когда жизненные обстоятельства вынуждают ребенка искать ответы на вопросы, от которых, в прямом смысле слова, зависит его дальнейшее существование. Обычно вопрос «Откуда дети берутся?» со всей остротой встает перед малышом тогда, когда в семье появляется его конкурент – младший брат или сестра. «Откуда мама принесла этот пищащий сверток?», «Почему она отсутствовала дома так долго?» — эти и другие вопросы и ответы на них чрезвычайно важны для зависимого от родителей ребенка. Версии взрослых про капусту, аиста или магазин ставятся малышом под большое сомнение, поскольку он не мог не замечать тех явных изменений, которые за время беременности происходили с его матерью. И даже если мама «знакомит» ребенка с тем, кто «находится у нее в животике» еще до наступления родов, у маленького исследователя остается масса вопросов, часто невысказанных, относительно физиологических процессов, связанных с деторождением. Интересно, что ища ответа на вопрос о происхождении детей, ребенок долгое время не придает никакого значения анатомическим различиям полов. Он считает, что иметь, то есть рожать детей могут и женщины, и мужчины. Не зная о существовании вагины, ребенок выдвигает собственную теорию, которая заключается в том, что дети получаются от того, что что-то съедают (как в сказках) и рождаются из кишечника.

Конечно, часто малыш имеет возможность уже в столь раннем возрасте видеть половые органы человека другого пола (присутствуя при том, как мама проводит гигиенические процедуры младшему братику или сестричке, например), однако отсутствие пениса у девочки не воспринимается как очевидный факт, а объясняется тем, что его не видно, потому что сестра еще маленькая. Примириться со «страшной» реальностью мальчику очень непросто. Сначала он убежден в наличии пениса у всех представительниц женского пола. Дальнейшие наблюдения и размышления приводят его к мысли о том, что некоторые женщины были когда-то лишены пениса, то есть кастрированы (эта теория – отражение страха кастрации, возникающего тогда, когда родители начинают запрещать мальчику заниматься мастурбацией, угрожая ему членовредительством). И только потом, после длительного периода внутренней борьбы, мальчик  понимает, что отсутствие этого органа – врожденный признак всех женщин.

Как отвечать ребенку на “взрослые” вопросы?
Противники сексуального воспитания руководствуются, как правило, тем, что такое воспитание «развращает детей». Естественно, этот взгляд отражает представление об асексуальности ребенка. Поэтому знание о том, что формирование сексуальности в детстве – такой же естественный процесс, как и развитие других функций организма, должно стать проводником и помощником в непростом деле воспитания гармоничной личности.

Соблюдение принципа «золотой середины» — вот основное и необходимое условие подхода к сексуальному воспитанию. Дело в том, что сексуальное развитие будет идти «своим чередом», даже если мы не будем вмешиваться в этот процесс. Детское любопытство распространяется на все области окружающей действительности. Путем множественных наблюдений за родителями, сверстниками, братьями и сестрами дети замечают признаки различия полов – анатомические, психологические и социальные. Однако иногда маленький ребенок своими «взрослыми» вопросами может ставить родителей в тупик. Так что лучше заранее быть готовым к тому, что рано или поздно эти вопросы будут озвучены, и, соответственно, подготовиться к этому.

Сказки об аисте или капусте ненадолго удовлетворят любопытство малыша. Его наблюдения совсем скоро поставят под сомнение эти теории. И тогда на вас обрушится поток новых вопросов. Совсем необязательно «лезть в пекло вперед батьки», пытаясь опередить любопытство ребенка, выкладывая ему все, что вам известно о взаимоотношении полов. На вопросы нужно отвечать по мере их поступления, адаптируя ответы в соответствии с его уровнем развития. Дети обычно довольствуются общими объяснениями, так что совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности. Собственно, в своем сексуальном исследовании ребенок самостоятельно находит ответы на многие из интересующих его вопросов. Конечно, инфантильные сексуальные теории не совсем правильно отражают действительность, но они невероятно близки к ней. Есть только два момента, открыть которые ребенок не в силах самостоятельно – это роль оплодотворяющего семени и наличие у женщин вагины. Так что если маленький исследователь будет стремиться к ликвидации этих «белых пятен», то почему бы не объяснить ему, что есть особые «живые» клетки у папы и мамы, при встрече их образуется новая клетка, из которой и развивается ребенок. А хорошим наглядным пособием для этого урока послужит обычный цветочный бутон, с его пестиками и тычинками.

Дети старше 7 лет обычно уже не задают подобных вопросов. Кое-что они уже выяснили, а спросить о том, чего они еще не знают, не позволяют им сформировавшееся чувство стыда и моральные требования внешнего мира. Кроме того, они все больше отдаляются от родителей и теперь уже в состоянии разговаривать на «запретные» темы со своими товарищами. Зная о существовании полового акта, ребенок долгое время отрицает тот факт, что «этим занимаются его родители». Такое отрицание – защитный механизм, еще одно отражение желания идеализировать родителей, зависимости от них.

Когда ребенок, наконец, «дорастает» до первых взрослых проявлений своей сексуальности, то есть до сексуального общения с лицами противоположного пола (пусть даже это выражается лишь в платонической любви), важно не потерять с ним контакта, пытаясь жестко контролировать его поведение, а, руководствуясь пониманием того, что эти процессы естественны, стать для него советчиком и помочь ему приспособиться к  возросшей инстинктивной активности.

Как любить своего ребенка?
Идеальный вариант – когда семья состоит из мамы, папы, ребенка или еще нескольких детей, при этом отношения в семье здоровые настолько, насколько это возможно (мама и папа любят друг друга, любят своих детей, не страдают от патологического пристрастия к чему-либо, успешны в социальной жизни). Однако это встречается не всегда. Есть много неполных семей, а также семей, в которых психологический климат далек от идеала. В таких условиях трудно воспитать гармоничную личность –  человека, который во взрослой жизни способен максимально использовать свои внутренние ресурсы и ощущать себя счастливым. Порой требуется приложить немало усилий для того, чтобы хоть как-то минимизировать вредные воздействия той среды, в которой ребенок воспитывается. Но для этого нужно знать, где именно таятся опасности.

Многие женщины, да и мужчины, давным-давно выйдя из детского возраста, продолжают испытывать к родителям противоположного пола чувства, мало похожие на то, что испытывает «среднестатистический» человек по отношению к людям, его вырастившим, воспитавшим, заботившимся о нем… Их отношение к маме или папе напоминает, скорее, влюбленность. Такая ситуация непрожитого «отрыва» от родителей делает их неспособными к строительству зрелых отношений со сверстниками. Женщины остаются фригидными и, собственно, неспособными к семейной жизни, а мужчины на всю жизнь остаются «маменькиными сыночками». Поэтому очень важно, чтобы любовь мамы к сыну, отца к дочери не переходила границы родительской, то есть чтобы ребенок уже в раннем возрасте (примерно к 5-ти годам) понял, что той любовью, которую он хотел бы получить, его родители любят только друг друга, а у него самого в будущем будет еще много возможностей испытать страстные чувства к кому-нибудь другому.

Если мама недодала своему ребенку в младенческом возрасте нежности, теплоты, заботы, отказывала ему в кормлении грудью, то такое отторжение может выражаться в т.н. «основной недостаточности» — такой человек в будущем будет буквально требовать к себе безусловной любви со стороны значимых для него людей, а недополучение этой любви будет выражаться в «оральной ярости» — когда человека захлестывают эмоции и он знает только один способ их выражения – злой крик младенца, испытывающего ненависть к покидающей его матери. Ревность его безгранична и иррациональна. «У него бред ревности» — говорят про таких людей.

Если родители испытывают чрезмерное чувство вины, наказывая ребенка, и сразу за наказанием следует родительское раскаяние и поощрение ребенка (объятия, поцелуи, сладости, обещание вознаграждений) – это формирует у него связку: наказание, унижение, боль – удовольствие, которая опасна в плане развития мазохизма.

К сожалению, немало опасностей таит в себе воспитание ребенка в неполной семье. Когда супруги расходятся, то идеальным вариантом дальнейшего развития событий был бы такой, когда «бывшие» отношений, по сути уже законченных, не выясняют, а ребенок может общаться с обоими родителями так часто, как ему этого хочется. Считается, что с уходом отца дом лишается мужского начала. Конечно, матери труднее водить мальчика на стадион или прививать ему чисто мужские интересы. Ребенок больше не видит столь же отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. А что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине сложится не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и потому может оказаться неверным. Однако, это стереотипы и «срабатывают» они тогда, когда мама, затаив обиду на весь мужской род, «ставит на себе крест», принимая решение «жить ради ребенка». Если же она активно включает в воспитание, а вернее, в общение с ребенком всех своих родственников-мужчин, если она не замыкается в четырех стенах, то есть если она дает понять ребенку, что в мире помимо женщин существуют еще и мужчины, и слово «мужчина» — это не ругательство, то имеется большая вероятность того, что у ребенка сформируется адекватное отношение к людям обоего пола и он не будет смотреть на мужчин как на существа с другой планеты, от которых неизвестно, чего ожидать. Кстати, воспитание мальчика, например, исключительно матерью, имеющей «фаллические» черты характера, то есть властной, бескомпромиссной, ориентированной на карьеру, таит в себе опасность развития у ребенка гомосексуальных наклонностей. Не имея перед собой примера настоящей мужественности, мальчик идентифицирует себя с матерью, ведущей себя как мужчина, и в будущем как сексуальные объекты его будут привлекать нежные, тонкие юноши, которых он будет любить так, как хотел бы, чтобы его любила собственная мать.

Вообще, в случае развода дети требуют особого внимания к себе, терпения и любви от обоих родителей. Старайтесь уделять больше времени общению с ребёнком. Однако, нужно не забывать, что для ребенка важно не время, а качество общения. Если речь о работающей матери-одиночке, то она должна находить в себе силы улыбаться не только на работе, но и дома, и хотя бы некоторое время полностью уделять ребенку. Если речь о приходящем отце, его задача не просто “провести” время с ребенком, а плодотворно сотрудничать с ним в течение всего времени общения. Задача взрослых — убедить ребенка, что он здесь ни при чем, что развод связан исключительно с непониманием между родителями, и он ни в коей мере не отразится на отношениях папы и мамы к своему ребенку. Когда происходит разрыв, и родители решают расстаться, для ребенка любого возраста важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться. Какими бы ни были отношения между родителями, ребенок должен чувствовать, что папа и мама будут также горячо любить его, как и прежде.

Конечно, всех так называемых «подводных камней» не разглядишь и «не подстелишь соломки» там, где можно упасть, но знание того, что сексуальное развитие ребенка начинается в раннем возрасте, а не тогда, когда происходит первая «гормональная буря», а также понимание, в чем именно заключается родительская роль в воспитании ребенка (в том числе и сексуальном), способны предостеречь от совершения многих ошибок, могущих стать роковыми.

Анастасия Гареева

www.gareeva.ru

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология" и "Мама и Папа"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама