Психология

Магнитофон в помощники

Магнитофон в помощники

23 февраля 2016

«Слова – это чрезвычайная прибавка к работе головного мозга», - писал когда-то великий русский физиолог И. П. Павлов. И действительно, ведь именно наличие второй сигнальной системы, каковой является речь, - один из ведущих признаков, отличающих человека от животных. Это замечательно, что мы можем говорить, писать и общаться невербально, осуществляя трансмиссию знаний, умений, навыков и пополняя вместе с тем собственный багаж. Однако, наверное, важно не только быть способными общаться, но и действительно уметь это делать.

И вот тут мы порой и сталкиваемся с огромной проблемой: неумение полно, четко и грамотно выражать свои мысли (беседа будет вестись в основном об устной речи). Ну а отсюда проблемы с успеваемостью в школе, общение со сверстниками сопровождается непониманием, и с поступлением в ВУЗ это приобретает все более четкую зависимость от уровня развитости культуры и техники речи.

Общеизвестно, что самым первым в жизни ребенка институтом социализации является семья, которая не утрачивает своей лидирующей позиции вплоть до подросткового и юношеского возраста, а то и дольше. Также общеизвестно, что наиболее сензитивным временем для развития речи применительно к обоим полам является детство и соответствующие ему периоды раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Следовательно, именно родители ответственны за развитие культуры и техники речи ребенка, и именно в перечисленные выше периоды жизни им необходимо активно содействовать этому. Но как?

Если мы обратимся к обычному справочнику по логопедии, например, то найдем там описание множества различных логопедических игр, гимнастик, массажей и упражнений, которые, безусловно, необходимо знать родителям и по возможности следовать их инструкциям. Это так называемые логопедические занятия на дому в качестве профилактики речевого расстройства (общее недоразвитие речи). Однако этого мало, поскольку все эти занятия направлены на развитие способности к речи как таковой, мы же говорим об умении владеть этой способностью, о развитости владения ею.

Еще великий русский педагог XX века В. Ф. Шаталов указывал на роль применения магнитофона (диктофона) в качестве средства контроля в своем педагогическом труде «Учить всех, учить каждого». Новаторство педагога проявилось именно в идее использования магнитофона на уроке. В настоящее время об этом же в своих работах пишет А. А. Гин, разрабатывающий приемы педагогической техники: всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны.

И действительно, магнитофонный опрос является той формой контроля, которая имеет главной целью предоставление ребенку возможности услышать себя со стороны, спустя промежуток времени после своей речи. Это реальная возможность рефлексии – самооценки, самоощущения и самовосприятия. Только услышав в записи свою речь и заметив недостатки словоупотреблений, произношения, насыщенности и выразительности речевых высказываний, ребенок захочет работать над их исправлением и, как следствие, получит возможность научиться всей полноте культуры и техники речи. Запись на аудиокассету (а теперь и цифровые носители) дает огромный шанс сильнее приблизиться к себе, узнать и понять себя.

Речь сообразительного и развитого ребенка бывает сумбурной и логически плохо выстроенной. Попытки указать ему на это вызывают обиду, воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт: в состоянии эмоционального возбуждения ребенок порой не слышит себя. Но вот он прослушал свою речь в магнитофонной записи и получил неожиданное впечатление… Это становится отправной точкой в работе над логикой речи.

Прослушивать себя по магнитофонным записям советуют и мастера ораторского искусства, добавляя при этом еще и огромное значение видеозаписи.

Этот прием развития культуры и техники речи с магнитофоном может быть успешно осуществлен и в домашних условиях. Почему бы, например, не учить с ребенком стихи, поочередно записывая прочтение на аудиокассету? Сотворчество с добавлением к нему нового средства дает еще более ощутимые результаты.

Итак, уважаемые родители, если вы желаете помочь своему ребенку овладеть культурой и техникой речи, развить в нем творческий потенциал и облегчить процесс социализации – магнитофон может стать вашим верным помощником в этом.

Чернодуб В.Ф.

"ТОП-Малыш" № 5 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология" и "Ребёнок от 3 до 7 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама