Готовимся к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе

20 марта 2019

Ваш ребёнок готовится к поступлению в первый класс, и вы давно изучаете с ним счёт, осваиваете письмо и чтение. Он легко с этим справляется и вам кажется, что с обучением в школе у него совершенно точно не будет никаких проблем. Но все ли критерии готовности к школе вами учтены?

Далеко не все родители знают о том, что при поступлении в школу для ребёнка важны не только его знания. Наиболее важным параметром является его психологическая готовность, которая затрагивает все сферы школьной жизни ребёнка и в большей степени влияет на его успехи, чем имеющиеся навыки.

Чаще всего родители считают, что если ребёнок не умеет общаться со сверстниками, то в школе точно научится, если у него нет желания учиться, то в ходе обучения – втянется… Думают, что совершенно необязательно в таком возрасте уметь управлять своими эмоциями, не обращают внимание на то, что ребёнок не готов подчиняться правилам и т.п. Но всё это в итоге непременно скажется на его адаптации в школе и качестве освоения ребёнком новых навыков.

Давайте разберёмся, из чего состоит психологическая готовность ребёнка к школе и как вы, родители, можете помочь ему в её формировании.


Психологи выделяют 3 основных сферы психологической готовности:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

Для психолога будет важно не то умеет ли ребёнок считать, писать и читать, а уровень развития его мышления в целом. В возрасте 6-7 лет у ребёнка должно быть хорошо развито образное мышление, а также начинает своё формирование словесно-логическое мышление. Образное мышление отвечает за умение ребёнка выполнять действия по образцу (например, писать прописи, повторять что-то за учителем и т.д.). Для развития этой сферы вам важно уделять больше внимания таким занятиям с ребенком, как рисование, лепка, выкладывание паззлов, собирание конструктора. Словесно-логическое мышление определяет знания об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Наиболее продуктивны в такой период задания, связанные с классификацией предметов по определённым признакам, упражнения, в которых необходимо составить верную последовательность действий, обсуждать причинно-следственные связи (например, рассуждать как его или ваши действия влияют на результат).

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ – делать не только то, что хочу, но и то, что надо. Знать правила поведения в школе и уметь придерживаться их, уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей. Школьное образование — это не игры, к которым привыкли дошкольники, а именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным, интересным и захватывающим для всех участников процесса. Именно поэтому важно, чтобы ребёнок мог подчиняться установленным правилам поведения, умел удерживать внимание на поставленной задаче, работал сам и не отвлекал других во время урока, понимал, что чувствует он, какие чувства его поведение вызывает у других и т.д.

Для формирования умения подчиняться правилам подходят любые игры с правилами. Можно всей семьей по выходным играть в настольные игры, что не только сблизит вас, но и позволит ребенку многому научиться. Для формирования навыка понимания своих и чужих эмоций чаще говорите с ребёнком про ваши чувства и обсуждайте разные эмоционально значимые ситуации и т.п.
 

МОТИВАЦИОННАЯ

К моменту поступления в школу у ребёнка должно быть сформировано положительное отношение к учителю, другим ученикам, учебной деятельности и к самому себе. Готовый к школе ребёнок может выстраивать со сверстниками дружеские отношения, умеет договариваться и взаимодействовать в группе, готов самостоятельно разрешать конфликты, знает, как о чём-то спросить или попросить учителя, в курсе того, что значит быть вежливым со старшими, стремится получить хорошую оценку, при этом не обижается на замечания учителя, он с интересом слушает новую информацию, у него немного завышена самооценка.

И чтобы ваш ребенок научился всему этому вам необходимо сосредоточиться на подробном знакомстве со школьными правилами и требованиями, давать ему как можно больше общаться со сверстниками, при этом по возможности, не вмешиваясь в это взаимодействие, поддерживать его любознательность и отвечать на его вопросы, даже если он задал вам их уже в 100й раз, не критиковать ребёнка, если у него что-то не получается и не сравнивать его успехи с другими детьми.

Ребёнок с адекватной самооценкой понимает, что что-то у него получается немного лучше, а что-то немного хуже, но это не критично. Важно помнить о том, что если ваш ребёнок придёт в школу с хорошим уровнем знаний и навыков, но психологически будет не готов к обучению, то учиться ему будет намного сложнее, т.к. на пути к знаниям он столкнётся с большим количеством проблем и препятствий.

И сейчас у вас есть несколько месяцев до школы, за которые можно, при необходимости, что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Автор - Анна Кленова, руководитель и педагог Школы развития "ЭИ дети", клинический психолог (МГППУ в 2016 г.). Работала в реабилитационном центре для детей с ДЦП РРЦ "Детство", ведёт частную практику и занимается развитием эмоционального интеллекта детей и взрослых.

Автор:

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама