Готовимся к школе

Точка, точка, два крючочка

Точка, точка, два крючочка

27 января 2016

Буквы разные писать научат в школе. А дома мы можем подго- товить малыша к успешному овладению сей премудростью. Но и к этому, казалось бы, простому делу нужно подойти правильно.

Всему своё время
Конечно, сейчас у родителей есть и масса возможностей, и даже необходимость развивать своих детей с самого раннего возраста. Во многом это диктуется завышенными требованиями, которые многие школы предъявляют к малышам при приеме их в первый класс. Но часто не совсем грамотные попытки домашнего обучения приводят, в частности, к формированию неправильной техники письма. Некоторые родители торопят события и из добрых побуждений усаживают дошкольника за прописи. Малыш старается все делать «как надо» и огорчается, видя, что не оправдывает возлагаемых на него надежд. Или, что еще опаснее, начинает бояться школы и всего с ней связанного. Хотя обучение письму – задача школы, многие из необходимых для этого навыков ребенок может освоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача – выучиться писать. И тогда обучение письму пройдет легче – заранее усвоенные навыки начинающий школьник с успехом применит к новой для него учебной деятельности.

Очень умелые ручки
Основная задача подготовки ребенка к обучению – это развитие у него навыков «ручной умелости», так называемой мелкой моторики, уровень которой является одним из показателей интеллектуальной готовности к школе. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а к 7–9 годам в основном заканчивается и созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Но работа по развитию и совершенствованию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу: родителям следует уделять больше внимания играм и различным занятиям, способствующим тренировке координации движений рук малыша. В итоге стимулируется его интеллектуальное развитие, и процесс овладения навыком письма заметно облегчается, что в первом классе поможет избежать многих проблем. Дети, владеющие навыками «ручной умелости», способны логически рассуждать, обладают достаточно развитой памятью, произвольным вниманием и хорошо владеют связной речью.

Давай-ка нарисуем солнце...
Рисование – занятие, столь любимое большинством детей, – напрямую связано со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Рисование не просто способствует развитию каждой из этих важных функций, но и координирует их между собой, помогая ребенку упорядочить огромный объем усваиваемых знаний, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Когда ребенок рисует, у него вырабатывается умение управлять инструментом, развивается координация движений обеих рук, действий руки и глаза, формируется зрительный контроль. Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами или мелками требует определенной степени нажима, чтобы на бумаге остался след от пишущего инструмента. Это тоже способствует быстрому развитию ручной умелости. Наблюдения показывают, что дети, много рисовавшие в дошкольные годы, хорошо овладевшие техникой рисунка, легче выучиваются письму. Ведь необходимые для рисования инструменты и способ манипуляций с ними достаточно близки к действиям с ручкой, которой пишут в школе (карандаш – ее ближайщий родственник). Поза рисующего ребенка и положение его рук также близки к тем, которые нужны при письме. Обращайте внимание «художника» на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш (кисточку): между большим и средним пальцами, придерживая сверху указатель- ным пальцем, не сгибая его вдоль карандаша; не сжимал карандаш или кисточку в пальцах слишком сильно; держал карандаш на 3–4 сантиметра выше заточенного конца (или собственно кисти); сидел прямо, сильно не наклоняясь над листом бумаги. Если малыш еще до школы привыкнет соблюдать такие условия при рисовании, обучаясь писать буквы, он, что вполне естественно, быстро освоит и требования обращения с ручкой и, как следствие, достаточно легко овладеет техникой письма. Родителей должно насторожить, если ребенок настойчиво поворачивает лист при рисовании или раскрашивании. В этом случае он заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворотом листа бумаги, лишая себя столь необходимой возможности правильно тренировать пальцы. Если малыш изображает предметы слишком маленькими, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки при рисовании. Недостаток можно выявить, предложив ему нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3–4 см. Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть руки на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать в несколько приемов, передвигая руку.

Веселая тренировка
Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, равномерно нанося элементы узора на бумагу. При этом больше времени нужно уделять узорам, состоящим из плавных линий (их рисуют, не отрывая карандаша от бумаги), различного рода завиткам – разным по величине, слитности, направленности (с наклоном влево или вправо). Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках тоже помогает отработке важных для письма навыков – ритмичности, размеренности, неторопливости движений, равномерности нажима, аккуратности. Для раскрашивания карандашами лучше отбирать сюжеты с небольшими изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть крупнее. Учите малыша раскрашивать аккуратно, он должен стараться не выходить за контуры предметов и равномерно наносить нужный цвет. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, делает все с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.  

Родительские университеты
Хорошая координация движений косвенным образом влияет на интеллектуальное развитие ребенка и заметно облегчает овладение навыком письма. В ваших силах создать малышу условия для накопления полезного опыта.

- Развитию «ручной умелости» способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги (например, оригами), проволоки, дерева и других материалов, состав-ление орнаментов и картин из мозаики. Очень полезно также шнуровать обувь и завязывать узелки, нанизывать бусы, вырезать ножницами, клеить.

- Развитию точности движений, внимания и навыка контроля над собственными действиями способствуют и графические упражнения. Штриховка – одно из важнейших упражнений. Выработанная уверенность штриха дает возможность научиться писать быстро и красиво. Малыш должен соблюдать правила штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи (расстояние между ними должно быть 0,5см).

Татьяна Порецкий
канд. филологических наук

"Мой Кроха и Я" №12 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет" и "Скоро в школу"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама