Готовимся к школе

Перезагрузка

Перезагрузка

27 января 2016

Время диктует новые нормы жизни, и это касается не только взрослых, но и детей. Их учебные нагрузки постоянно увеличиваются, становясь непосильными, особенно для самых маленьких...

Слишком рано!
Поколение молодых родителей узнавало том, что такое домашнее задание, во второй четверти первого класса (большинству из них было больше семи лет). Помните свое первое домашнее задание? Я помню. Надо было в прописи написать строчку буквы «у» – до этого момента мы писали палочки и крючочки исключительно в классе. Когда мне предложили написать букву «у» дома, я много раз переспрашивала: «Может, это не обязательно?» Так не хотелось мириться с мыслью, что теперь уроки придется делать всегда. Было трудно расставаться со свободой. Но это почти в восемь лет! Что же происходит сейчас? С четырех лет я отдавала дочку во всевозможные кружки в Доме творчества, и везде были домашние задания. Английский язык – пишем буквы, учим слова. Кружок развивающих игр – математические тетрадки Петерсон для самых маленьких (к каждому уроку сделать ряд номеров: раскрасить бусы, соблюдая логическую последовательность, продолжить узор, нарисовать бабочку). Дальше – хуже: в пять лет мы поступили в музыкальную школу, где нас замучили – чем бы вы думали? Рисованием! К каждой песне, которую учили дети, надо было рисовать иллюстрацию. В начале урока учительница проверяла рисунки и делала замечания, если картинка недостаточно полно отражала содержание песни. Рисование было даже хуже английского и математики, так как отнимало массу времени у родителей (рисовали-то, как правило, они, потому что у малышей и без того было много хлопот: изучение нот, занятия на инструменте).

Школа дошкольника
И вот – подготовка к школе (или, не дай бог, первый класс). Мало того, что к начальной школе добавили четвертый год обучения, так еще организовали подготовительные курсы (два часа дважды в неделю) – с домашними заданиями, разумеется. А ведь многие отдают туда даже пятилетних! Таким образом, начальный период обучения составляет уже не четыре, а пять лет. (Для сравнения: мы шли в трехлетнюю начальную школу без спецподготовки – и все прекрасно справлялись.) Беспрецедентное явление – задания на дом в подготовительной группе детсада: мама четырехлетней девочки рассказывала, как уставший ребенок вечером после «полного рабочего дня» полчаса пишет буквы.

Вниманию родителей
Возникает вопрос: допустимо ли давать дошкольникам задание на дом? Как психолог отвечу однозначно: нет. Это вредно. Нагрузки могут так вымотать детей еще до школы, что учиться им не захочется. Педагоги имеют все возможности обучать детей только в классе: тогда ученики ходят на занятия с радостью, а не со страхом, что не успели сделать задания. Домаш-ние задания дошколятам – дань моде, вредная тенденция. Надеюсь, что скоро это кончится, но пока... Как быть родителям, если их малыш столкнулся с непосильными домашними нагрузками? Никуда его не отдавать? Тоже не выход. Сейчас даже среди детей существует конкуренция – нельзя отставать от сверстников. Поэтому стоит поговорить об особой технике выполнения домашних заданий. Во-первых, маленький ребенок без родителей домашнее задание сделать не может. Во-вторых, говорить ему прямо: «Иди делать уроки!» – тоже нельзя. Это слезы и стресс. В-третьих, понятия «игра» и «учеба» в этом возрасте еще не разделяются. Надо, обучаясь, играть и, играя, учиться.

Творческий подход
Не заставляйте ребенка читать, а предложите ему, например, поиграть «в читалку». Смешной формулировки достаточ-но, чтобы он заинтересовался. Когда дочка была маленькой, я сочинила для нее считалочку: «Ты читалка, ты писалка, и задачки ты решалка, и на дудочке игралка, песни пелка и всё зналка». Простенький стишок неожиданно дал начало новым играм. С тех пор дочка просит: «Мама, давай сначала играть в «читалку», потом в «писалку», а потом в «задачки решалку». Мы занимаемся и чтением, и письмом, и математикой – дочка уверена, что это игра. Все делается через игру. Например, в очередном кружке нам задали писать строчки цифр – занятие нудное, если не подойти к нему творчески. Я стала рассказывать дочке, которая в то время очень увлекалась фильмом про рыбку Немо: «Цифра один пишется так: рыбка всплывает, вдыхает воздух и опускается на дно». Дочка стала писать цифры, каждый раз повторяя: «Рыбка всплывает, вдыхает, опускается». Дальше была двойка: «Гладим сомика по головке, он ложится на дно, и ему снятся волны». Цифра три – гладим неваляшку. Цифра шесть – накручиваем волосы на бигуди и т. д. Буквы дочь училась писать лет в шесть. Игра была такой: в каждой строчке среди каракулей мы обязательно находили хорошую букву и отмечали звездочкой, а на плохие не обращали внимания (пощрение значительно улучшило дочкин почерк).

Музыкальная история
Сложно было с музыкой: мне приходилось учить дочку тому, чего я сама не знала. В музыкальных школах вечная проблема – правильно поставить руки юным пианистам. Учителя сердятся, сгибают им пальцы, некоторых даже переводят с фортепиано на другие отделения. Я решила сама поставить дочке руки, хотя на пианино никогда не играла. Пальцы правой руки у нас стали птичками, пальцы левой – рыбками. Каждой птичке и рыбке мы выбрали цвет и имя (например мизинец правой руки назвали «колибри»). Птички взлетали и клевали (нажимали клавиши). Я крупно рисовала разноцветные ноты и над каждой изображала соответствующую птичку или рыбку (каким пальцем нота играется). Увлекшись картинками, дочка с утра до вечера играла на пианино, правильно поставив пальцы.

Когда учили ноты, про каждую сочинили стишок по такому образцу: «Где находится у нас соль, скажите дружно? – На второй линейке соль, так кому-то нужно. Где находится у нас фа второй октавы?– На линейке номер пять, для руки, что справа». Требовались рифмы на «ава» (слава, какао). Однажды рифмы кончились. Идем с дочкой на занятия, торопимся, а ноты плохо выучили. «Где находится у нас ми второй октавы»? – спросила она, ожидая в ответ стихов. Я (на ходу): «Между пятой и четвертой. Привет, тетя Клава!» Дочка пришла в восторг и с этих пор никогда не забывала, где стоит ми второй октавы.

Коротко
Интерес – лучшая из мотиваций. Он делает детей по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытать удовлетворение от занятий

Личный опыт
Игры, связанные с учёбой, рождаются на ходу, надо только войти во вкус. Когда мне было лет пятнадцать, меня попросили позаниматься с шестилетним первоклассником, который терпеть не мог делать уроки. Он писал отвратительно и получал двойки. Я предложила ему игру: «Давай обучать глупого мишку. Я буду писать за мишку, а ты – за учителя». «Мишка пишет букву «а», – я нарисовала каракули. – Правильно?» Мальчик рассмеялся и показал, как надо. У мишки опять не получилось – мальчик опять показал, как писать.
Нерадивому ученику понравилась роль учителя. Он ругал мишку, смеялся над ним – и правильно писал буквы, объясняя, как это делать. Мальчик почувствовал свое преимущество и был готов и дальше учить мишку... Мама была поражена, увидев как красиво пишет сын!

Юлия Джумм, психолог
"Мой Кроха и Я" №6 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет" и "Скоро в школу"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама