Ясли, няни

Пора выходить "на работу"

Пора выходить "на работу"

03 января 2016

Так называют и так воспринимают ежедневное посещение детского сада малыши, изо всех сил стремящиеся стать большими. Задача взрослых – сделать эту «работу» радостной и желанной.

Серьезный этап
Вот и закончился отпуск по уходу за ребенком – время, которое вы полностью посвятили малышу: занимались его здоровьем, развитием и воспитанием. Все эти годы вы почти постоянно были вместе, радуясь обществу друг друга. Вам пора выходить на работу, а вашему любимому чаду – идти в детский сад. Теперь государственное (или негосударственное) учреждение разделит с вами заботы и груз ответственности за формирование личности ребенка. Наступает важный момент – малыш начинает жить своей жизнью, отдельной от вашей. Такие серьезные перемены обычно бывают болезненными. Как сделать более плавным и щадящим переход из уютного и надежного семейного гнездышка в стены второго дома (крохе предстоит провести там 4–5 лет)?

Теоретическая подготовка
За пару месяцев до поступления в детский сад начинайте рассказывать малышу, что другие детки ходят в садик. Папа каждый день ходит на работу, мама тоже собирается, а сыну или дочке нужно будет отправляться на свою «работу». Детям нравится чувствовать, что они уже большие и могут делать какие-то вещи, которые до сих пор были им недоступны в силу возраста. Пока они были маленькими, в садик их не брали. Теперь они подросли и могут идти к таким же «взрослым» детям в группу.

Больше позитива
Подробно опишите примерный распорядок дня в саду: там едят и гуляют, играют и спят, а также рисуют, лепят, поют и танцуют. В общем, делают почти все то же самое, что и дома, только вместе, что, как всем известно, намного интереснее. А какие там замечательные игрушки– на любой вкус! Можно найти и прочитать чаду какую-нибудь книжку про детский сад, рассказать, как вы сами или ваши друзья, когда были детьми, посещали данное учреждение (информация должна включать только положительные моменты и забавные воспоминания: никакого негатива типа «меня часто ставили в угол за то, что я не слушался» или «от манной каши меня до сих пор тошнит!»). Ребенок должен быть настроен позитивно, и ваши рассказы могут сыграть впоследствии большую роль. Во время прогулок иногда заглядывайте в будущий «ваш» садик, наблюдайте, хоть и через ограду, как весело играют ребята, какие там замечательные площадки и песочницы.

Новые навыки
Учите ребенка навыкам самообслуживания: когда он многое умеет, то чувствует себя самостоятельным и быстрее адаптируется. Минимум того, что надо делать самому: есть без посторонней помощи, проситься на горшок (для самых маленьких допускаются памперсы), четко выражать свои желания.

Практические шаги
Учебный год в школах и садах начинается 1 сентября. Как правило, воспитатели выходят из отпусков в конце августа. Ознакомительный визит Все на рабочих местах числа с 25-го: готовятся к приему детей. Сходите с малышом в будущую группу, познакомьтесь с воспитателем, оглядитесь, рассмотрите, что нарисовано на стенах, какого цвета столики и стулья. Пусть ребенку покажут заранее его шкафчик и кроватку. Когда он войдет сюда как воспитанник, обстановка вокруг не будет совсем незнакомой: малышу будет проще сориентироваться.

Разговор с воспитателем
Не забудьте сразу рассказать воспитателю об особенностях характера дитяти, о том, какие игры он/она предпочитает, какие продукты категорически отказывается есть и на что может появиться аллергия. Лучше сделать это заранее, так как в сентябре в группу придет сразу много новичков, и педагогу будет сложнее запомнить нюансы. Конечно, воспитатели рано или поздно все важное о ребенке узнают, но лучше подстраховаться.

Начните с 1 сентября
Идти в садик лучше первого числа. Во-первых, дети с первого дня начинают вместе привыкать к новому образу жизни – для всех это одинаково интересно и чуть страшновато, поэтому адаптация проходит легче. Во-вторых, во многих садах в День знаний устраивают небольшой праздник, а малыши праздники любят. В-третьих, иногда в первые дни, пока идет знакомство с группой, воспитательницей и другими детьми, в саду разрешают присутствовать родителям. Позже вам вряд ли представится такая прекрасная возможность помочь малышу адаптироваться. Объясняйте ребенку, что пребывание в саду – дело временное: его не оставят навсегда среди чужих, и к вечеру мама обязательно придет.

Полезные советы
У малышей нет представления о времени, слова «я скоро приду» ему непонятны. Лучше делать привязки к определенным действиям – «я приду, когда ты пообедаешь (поспишь и пр.)». Можно сказать крохе, что вы пойдете в магазин за игрушкой или лакомством (не забудьте принести обещанное!) – это лучше, чем слова о том, что мама идет на какую-то незнакомую малышу работу. Иногда детям, сильно привязанным к мамам, легче, если в садик их отводят папы – маму малыш спокойно оставляет дома, а сам (как взрослый!) куда-то уходит. Кроме того, с папой не особо поплачешь! Пусть поначалу кроха берет с собой в садик любимую игрушку. Она станет для него частью «домашней» жизни, даже другом – ясно, что двух-, трехлетний ребенок не сразу найдет товарища (можно взять мамин шарфик или другую знакомую вещицу). Кто-то оставляет вещь, взятую из дома, в группе и утром идет в сад, чтобы узнать, как она провела ночь; другому нравится забирать ее с собой. Старайтесь чутко прислушиваться к малышу, разбираясь в его настроении, расспрашивайте, как он провел день, что делал, проявляйте заинтересованность и радость: «Сегодня была музыка? И что вы делали на заня-тии!» или «Во что ты сегодня играл? А с кем?» Надо понимать ребенка, внутренне сочувствовать ему, но не показывать, что вы переживаете. Чем спокойнее близкие, тем быстрее малыш адаптируется к новой жизни. 

Расставаться с мамой малышу по-настоящему тяжело – в его подсознании заложен страх одиночества, он боится быть брошенным. Старайтесь чаще обнимать ребенка и прижимать к себе – он ощутит вашу любовь, и на душе у него станет легче.

Первые дни водите ребенка в сад ненадолго, но с каждым днем увеличивайте время пребывания. Когда дойдет до того, чтобы оставлять малыша на дневной сон, постарайтесь его морально подготовить. Принесите из дома мягкую игрушку и уложите ее в постель – пусть ребенок каждый день укрывает ее одеялом и говорит, что в садике надо поспать. Потом дайте сыну или дочке понять, что игрушке скучно без хозяина (хозяйки), надо бы составить ей компанию. Можно также принести из дома знакомые простыни, пеленки, даже подушку – привычные вещи действуют умиротворяюще.

Юлия Сакович

"Мой Кроха и Я" №1 2007

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 3 до 7 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама