Ясли, няни

Большие перемены

Большие перемены

03 января 2016

Поступление в детский сад – первый шаг от семьи к социуму, меняющий привычный ритм жизни малыша. Как сделать это наиболее успешно, чтобы дальнейшие шаги были радостными и уверенными?

Прежде чем вести малыша в сад, задумайтесь – почему вы это делаете. Есть ли в этом реальная необходимость для вашей семьи или вы просто наслушались советов знакомых, составилась компания?

Первый этап: решение
Его вы должны принять только сами и после тщательного обдумывания. Малыша нельзя отдавать в садик, если...

Вы думаете, что чем раньше отдать, тем лучше он привыкнет. Действительно, полуторалетние малыши легче адаптируются, но природой заложено, что ребенок должен жить в семье. Если малыша очень рано отдают в ясли, глубокая эмоциональная связь с матерью, доверие к родителям, способность привязываться и любить могут быть у него еще не сформированными.

Вы хотите наладить его режим, умение общаться, заставить его слушаться. Сад, как и любая новая стрессовая ситуация, лишь усугубляет проблему, а не решает ее. Наоборот, научить общаться, держать ложку, верить в то, что мама придет, надо до (!) поступления в это заведение.

Родился еще один ребенок. Если вы ожидаете пополнения, отведите малыша в сад хотя бы за полгода до родов – чтобы у него было время привыкнуть. Если начало посещения сада совпадет с вашим возвращением из роддома, старший может почувствовать себя заброшенным. Дома уделяйте ему больше внимания, чаще произносите слова похвалы и любви!

Малыш находится в разгаре кризиса трех лет. Психологи считают, что ребенка нужно вести в сад либо до, либо после этого переходного этапа развития – в два или в четыре года. В три малыш начинает осознавать себя как личность и отстаивать свои права. Этому сопутствует повышенная агрессивность, плаксивость. Ребенку непросто, ему нужно ваше понимание. Если же первый переживаемый кризис сочетать с садом, где все «живут строем», его разрешение может быть негативным или затянуться.

Вы не уверены в необходимости вести малыша в сад именно сейчас или боитесь, что ему там будет плохо, скучно. Малыш «считывает» маму как гениальный психолог: Если сад для вас – необходимость и вы уверены, что детям там интересно,а все проблемы решаемы – малыш заразится вашим позитивным настроем, и адаптация пройдет хорошо. В случае вашей неуверенности или наличия разнообразных страхов все произойдет с точностью до наоборот. Вас обуревают собственные плохие воспоминания о саде, тревога, а отдавать малыша по объективным причинам все-таки надо? Начинайте с себя. По возможности, посетите психолога, пообщайтесь с мамами, чьи дети рады ходить в сад, и убедитесь, что все не так плохо, а ваш негативный детский опыт – не правило.

Второй этап: подготовка
Начинать ее нужно задолго до первого посещения сада – с правильного выбора. Гораздо легче отпускать маму, когда тебя ждут добрые тети, новые игрушки и интересные занятия, а не зловредные «воспиталки», игрушки, на которые можно лишь любоваться, и необходимость ходить в туалет по звонку. Сады Монтессори, вальдорфские, сады Ямбурга, редкие госсадики, работающие по программам «Радуга» или «Исток», – информацию о них легко найти в Интернете, и есть они почти в каждом округе. При выборе обратите внимание на отзывы родителей, расположение (рядом магистраль или тихие жилые дома), срок существования, наличие лицензии, воспитательский состав. Пройдитесь тихонько по группам, посмотрите, как гуляют дети – кричат на них или занимают играми? Как разбираются с конфликтами? Какой стиль наказаний принят в саду? При выборе сада учитывайте, что большое количество познавательных занятий (математика, язык и т. д.), особенно в младших группах, – не нужно. Для деток трех–пяти лет важней эмоциональное, социальное и физическое развитие. Если есть возможность – поспрашивайте мам, отдавших в понравившийся сад детей, и запишитесь к определенной воспитательнице – порой стоит пойти не в навороченный сад абы к кому, а в простой, но к доброй и терпеливой воспитательнице. Помните, что в хорошие сады большая очередь, поэтому записываться надо за несколько лет!Доверие ребенка и атмосфера в семье – это основа основ всего, включая адаптацию к саду. Если ребенок вам полностью доверяет, он легко переносит все свои невзгоды и печали, он полностью открыт и готов делиться своими чувствами. Достичь этого просто – надо лишь быть всегда на стороне ребенка: принимать его желания и потребности, не отмахиваться от игр с ним и вопросов, не использовать метод «кнута и пряника» как основополагающий в воспитании, не ругать, не разобравшись. Вообще постарайтесь свести поток критики к минимуму, побольше ободряйте ребенка, воспитывайте уверенность в своих силах – уверенному в себе человеку всегда легче адаптироваться очень большая нагрузка для неокрепшей нервной системы малыша, поэтому в первые полгода постарайтесь соблюдать тишину в доме (все внутрисемейные ссоры и споры желательно вынесите за пределы квартиры), реже приглашайте гостей и ограничьте будоражащие малыша впечатления (поездки в цирк, отпуск, дополнительные кружки и т. д.).

Создавайте у ребенка позитивное впечатление о садике, сделайте так, чтобы он с нетерпением ждал этого события. Расскажите, что в сад идут не все, а он уже вырос и «удостоился чести» посещать это заведение. Сколько там интересных игр и новых друзей, как здорово всем вместе обедать за маленькими столиками! (Даже в сердцах нельзя пугать ребенка тем, что вы оставите его в саду надолго или навсегда – рискуете развить у него настоящий невроз!) Если удастся, заранее посетите группу и территорию сада вместе с «поступающим», расскажите максимально подробно о режиме – когда малыш знает, что и когда будет происходить, он чувствует себя гораздо увереннее.

Третий этап: адаптация
Не забывайте постоянно напоминать ребенку, что вы его любите, что у него все получится! Не торопите события, идеальным вариантом будет очень плавное приучение ребенка к садику – первые две недели можно водить на минимальное время и постепенно прибавлять к времени пребывания в группе по часу. Даже если малыш с восторгом идет в сад, не торопитесь оставлять его там сразу же на весь день – нахождение в шумной, непривычной атмосфере в течение долгого времени может утомить ребенка и через некоторое время он откажется ходить в садик. Если есть возможность, первое время устраивайте выходные среди недели. Находиться с малышом в группе или нет – вопрос мнения мамы и воспитателей. В садах типа вальдорфского присутствие родителей в группе считается нормальным и естественным, в госсадах бытует точка зрения, что нахождение мамы в группе дает ребенку ложную надежду, что так будет всегда, и мешает ему привыкать к самостоятельности. Но, если вы уверены, что ваш малыш поначалу нуждается в вашем присутствии рядом, будьте настойчивы и находите возможность добиться вашего присутствия хотя бы первую неделю.

Если ваш ребенок обладает повышенной эмоциональной чувствительностью, нервной возбудимостью и очень привязан к маме, ему будет несколько тяжелей, чем другим, привыкнуть к саду. Если вы знаете, что ваш малыш такой, не стесняйтесь просить воспитателя о более внимательном отношении к нему, расскажите, как с ним нужно обращаться – порой таким детям достаточно одного грубого окрика, чтобы желание ходить в сад пропало надолго. И именно такие малыши, из-за излишней ранимости, могут принять на себя роль аутсайдера. Ваша задача – воспитать в ребенке уверенность в себе, научить защищаться и при необходимости отстаивать свои права. Для таких малышей особенно актуально найти доброго, мудрого воспитателя.

Если малыш не может сдержать слез при расставании (зачастую они все равно неизбежны), ни в коем случае не раздражайтесь, не ругайтесь и не пытайтесь подкупить малыша конфетами или игрушками. Попробуйте с ним договориться: поддержите его, сказав, что вы понимаете, как ему горько и одиноко, но это пройдет. Объясните, что всем малышам поначалу бывает немного грустно, и он не один такой. Расскажите, зачем ему нужно ходить в детский сад и что вы сможете купить с ним на те деньги, которые заработаете, пока малыш будет в саду. Подарите малышу часики и объясните, что когда стрелочка подойдет к этой цифре, вы за ним обязательно придете. По дороге в садик не зацикливайтесь на просьбах не плакать, а отвлекайте малыша разговорами, сказками и т. д. Возможно, первое время, если вы очень переживаете при виде слез, малышу лучше ходить в сад с кем-то из близких, кто более спокоен и сможет и ему внушить уверенность.Встреча вечером тоже должна быть радостной. Не забудьте: вечером ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком. И мультики не считаются достойной заменой! Если домашних дел совсем невпроворот – разделите их с малышом: и еду приготовите, и с ним по душам поговорите.Помимо того, что это общение нужно малышу, оно необходимо вам как единственный способ понять, как ваш малыш переживает перемены. Один из хороших способов – периодически играть с малышом в садик. Возьмите несколько кукол или зверей и попросите малыша выбрать роль: его самого, нянечки, друга по группе. Всмотритесь, как ведет себя малыш в той или иной роли, что говорит. Ругает ли его воспитательница или ласкова? Сидит ли мишка – прообраз ребенка – один в уголке или играет вместе со всеми? Плачет или смеется? Именно в игре вам будет легко получить объективную информацию о том, что происходит с ребенком в саду – ведь он будет воспроизводить реальные события. Такие игры зачастую единственный способ узнать что-либо – далеко не все дети могут и хотят поделиться и даже отследить свои чувства. Если ваш малыш из таких молчунов, попробуйте давать ему с собой игрушку, а вечером расспрашивайте, что игрушка делала в садике, хорошо ли ей было и т. д. (Естественно, что на игрушку ребенок проецирует себя.)Вне сада давайте ребенку возможность выполнить то, чего ему не хватало в саду. Как правило, в саду дети вынуждены жить в одинаковом ритме. Активных малышей будут останавливать, а медлительных подгонять. Поэтому дома у ребенка должна быть возможность побыть самим собой: выплеснуть накопленную за день энергию или наоборот – часами катать машинки. Пусть подобное времяпрепровождение кажется вам не очень развивающим, но, по-видимому, именно так ваш малыш отдыхает и ощущает себя в безопасности. Многие родители начинающих детсадовцев жалуются на повышенную агрессивность, капризность или регресс навыков и умений малыша. И то, и другое является нормальным явлением, сопутствующим адаптации, и при правильной реакции постепенно проходит. В такие моменты старайтесь быть спокойными, терпеливыми, объясняйте, а не ругайте. Не забывайте, что обстановка в доме должна быть максимально спокойной, комфортной. Не меняйте ничего в распорядке дня, обстановке и т. д. – сейчас как никогда ребенок нуждается в знакомом, а значит, безопасном ходе вещей. Не стоит обсуждать при нем волнующие вас проблемы, особенно – проблему привыкания к садику. Старайтесь максимально расслабить малыша – вместе слушайте музыку, гуляйте, купайте егов отварах успокаивающих трав. И помните, что заложить фундамент хороших взаимоотношений вашего малыша и социума – вам по силам!

Коротко
Очень важно наладить контакт с воспитателем!
При хороших с ним отношениях вам легче будет просить о чем-то неуставном – приходить на час позже, не ругать малыша, а объяснять ему (как вы делаете в семье), не заставлять есть. Ну а способов налаживания контакта много – от помощи по группе (хотя бы помочь с уборкой) до... банальной коробки конфет. И это в данном случае не взятка, а осознанная необходимость!

Частые болезни, слезы и обиды – это преодолимо!
Все дети болеют, особенно в первый год посещения сада, но закаленные дети болеют реже и легче. Хорошо начать закаливание летом: бег босиком по полу и земле, обтирания холодной водой, более легкая одежда. Процедуры не должны прекращаться с наступлением холодов или первым легким насморком. И не забывайте о ежедневных витаминах!

Разлука
Заранее начните «тренировать» малыша, приучать к тому, что периодически мама будет уходить по делам, но обязательно приходить обратно. Чаще оставляйте его на ваших близких, на площадке не ходите за ним хвостом, не бегите по первому зову, а предоставьте ему возможность решить возникшую проблему своими силами. Придумайте ваш личный ритуал прощания. Через некоторое время в сознании ребенка зафиксируется цепочка: необходимость расстаться – ритуал прощания – ваше возвращение.

Жизнь в коллективе
Ваша задача – все время учить малыша искусству общения и сопереживания – не окриками и лекциями, а личными примером и обсуждением того, что происходит. Научите ребенка спрашивать, прежде чем брать чужое, сочувствовать чужим слезам, утешать – и тогда ваш малыш избежит одиночества, плача «за компанию», драк за совочки.

Татьяна Поляк,
психолог

"Мой Кроха и Я" №1 2006

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 1 до 3 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама