Развитие

Скажи-ка, кроха

Скажи-ка, кроха

06 января 2016

Как вести себя родителям, если ребенок, ровесники которого вовсю декламируют стихи, не умеет построить простую фразу? Что такое возрастная норма? Стоит ли ждать, что малыш разговорится, и когда промедление идет во вред?

Возможны варианты
«Мой племянник Вася молчал до пяти лет, а потом сразу о мироустройстве заговорил…» – подобные разговоры часто ведутся на детских площадках, когда кто-нибудь из родителей начинает высказывать беспокойство по поводу затянувшегося молчания своего двух- или трехлетнего чада. Бывает ли такое или это сказки? Случается, конечно, всякое, но родителям не всегда стоит полагаться на авось в выборе линии поведения. Счастливый случай с Васей, не гарантирует такого же чуда в вашем случае. Конечно, очень подкупает простота решения – взрослым практически ничего не надо делать, только ждать и надеяться. Такую информацию стоит воспринимать лишь как один из вариантов возможного развития событий. Есть и другие... Родителей почему-то пугают призывы сходить к логопеду: «Там на ребенка повесят ярлык», «будут втискивать в какие-то нормы, а он индивидуальность». Никто не хочет услышать от специалиста, что его малыш «не такой», «хуже других».

Посоветуйтесь с логопедом
Избавьтесь от предубеждений. Совсем не обязательно результатом посещения специалиста станет пугающий диагноз. Может быть, вы действительно зря волнуетесь, а ребенок развивается по возрастной норме! Вас успокоят, расскажут, когда и чего следует ожидать. Иногда небольшое отставание объясняется тем, что родители мало времени уделяют речевому развитию малыша, считая, что все произойдет само, без их помощи. Однако у каждого ребенка свой потенциал: один впитывает знания и навыки, как губка, ежедневно удивляя окружение новыми выражениями, другому все дается не так легко – с ним взрослым приходится настойчиво проговаривать одно и то же слово, добиваясь запоминания и повторения. В последнем случае логопед подскажет, как нужно организовать домашнюю работу по развитию речи, чтобы преодолеть отставание. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вариант задержки у малыша речевого развития. В этом случае обязанность родителей – не упустить момент и заняться коррекционной работой как можно раньше, чтобы полностью решить проблему к школе. Не стоит бояться посещения специалиста, как для подтверждения того, что ребенок развивается в соответствии с нормой, так и в случае выявления отставания, – только знание всех аспектов проблемы приведет к ее благополучному разрешению.

Возрастная норма
Что следует понимать под возрастной нормой, и как в соответствии с ней должна развиваться речь ребенка?

Первый год жизни характеризуется накоплением большого пассивного словаря. На этом этапе родителям очень важно обращать внимание на то, как ребенок воспринимает обращенную к нему речь. И хотя сказать он может еще очень мало, короткие внятные инструкции вполне доступны его пониманию.

Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка десяти слов. (Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около пятнадцати слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести пять!) На протяжении всего второго года жизни разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень заметной. К концу второго года жизни норме соответствует использование как ста слов, так и трехсот. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой – фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из двух–трех слов: хочу есть, идем гулять, мама, дай мяч… На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что заметно также и в неточной координации движений общей и мелкой моторики.

Возрастной период от 2 до 3 лет становится наиболее показательным в плане различия уровня речевого развития одних детей от других. Среди ровесников могут встречаться очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным – смягченным – звуковым оформлением). Рядом с ними – другая категория: дети, говорящие короткими аграмматичными фразами, – выглядит весьма уныло. Ощутимое несоответствие ребятишек одного возраста некоему среднему уровню речевого развития порождает массу волнений и вопросов. Когда же родителям стоит начинать бить тревогу?

Не опоздайте!
Многие родители заблуждаются, считая, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, и эту коррекцию (то есть визит к специалисту) можно отложить до пяти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения – лишь вершина айсберга в комплексной работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха.

Неправильно думать, что до пяти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени. 

Родительские университеты
Как провести условное разделение нижней границы возрастной нормы от отставания в речевом развитии? Точный и квалифицированный ответ на этот вопрос может дать только специалист.

• Родителям не стоит брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально, и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.

• Настоятельная рекомендация: если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к логопеду!

• Что следует понимать под «фразовой речью»? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова. Если эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, ничего страшного, все недостатки произношения оправданы физиологией и исправимы.

Развитие речи малыша проходит три важных этапа:
• Примерно к трем месяцам младенец начинает выражать свои эмоции и контактировать с окружающими, произнося нараспев звуки а-а-а, у-у-у, э-э-э… Этот первый этап развития речи называется ГУЛЕНИЕ.

• Около шести месяцев малыш активно осваивает согласные звуки «б», «п», «м» и начинает формировать первые слоги «па», «бу», «мэ»… Иногда родителям начинает казаться, что ребенок произносит слова «ма–ма», «па–па», «ба–ба», но пока это еще неосознанный ЛЕПЕТ.

• Только к году или чуть позже ребенок осваивает ПЕРВЫЕ ОСМЫСЛЕННЫЕ СЛОВА. Обычно это «мама», «папа», «дай», «на»…

Ксения Беленкова
логопед

"Мой Кроха и Я" № 3 2007

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Здоровье ребёнка" и "Ребёнок от 1 до 3 лет"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама