Психология

Для чего нужны эти бумажки

Для чего нужны эти бумажки

04 января 2016

Нет ничего удивительного в том, что дети, постоянно слыша разговоры о материальных проблемах, наблюдая, как взрослые обращаются с деньгами, очень рано начинают ими интересоваться и понимать их важную роль в жизни человека.

Деньги как игра
Когда Миле было два года, она встречала папиных гостей такими словами: «Здравствуйте, меня зовут Мила. А у вас есть деньги? Дайте мне немного». Гости терялись и не знали, как реагировать, а смущенные родители сердились на малышку, считая такое поведение признаком невоспитанности.

Интерес к деньгам появляется уже у двухлетних детей. Однако дети трех и шести лет по-разному используют эти привлекательные блестящие «штучки», которые так часто держат в руках их родители. Маленький ребенок видит, что деньги имеют большое значение в жизни взрослых, но еще не понимает, зачем они нужны, и просто играет с ними, например, строит из монеток башни. Ребенок постарше, уже знает, что именно с помощью денег родители могут купить ему что-то вкусное или интересное. Однажды я наблюдала, как два трехлетних малыша с восторгом разбрасывали мелкие монетки по комнате (это был снегопад), в то время как шестилетний брат одного из них незаметно подбирал эти монетки и аккуратно складывал в свою копилку.

Примерно в четырехлетнем возрасте в детских играх появляется бумажная «валюта». Воспроизведение в игре реальных денег – это очередная стадия знакомства с ними. Ребенок обращает внимание на то, что все монетки и купюры разные, они отличаются размером и цветом. Родителям не стоит тревожиться, если ребенок старательно вырезает из бумаги кружочки и прямоугольники разного размера, раскрашивает купюры, стремясь максимально точно скопировать оригинал. В этих играх нет ничего странного или опасного – таким образом дети пытаются приобщиться к еще одной сфере взрослой жизни. У них было много игрушечных копий взрослых вещей: машинки, инструменты, мебель, одежда и т. д., теперь к ним добавились деньги. У некоторых детей впоследствии интерес к внешнему виду денег может перерасти в хобби – нумизматику.

Одновременно с «рисованием» денег возникает и совершенствуется понимание их социальной функции. В своих играх дети воспроизводят наиболее часто наблюдаемую ситуацию из жизни взрослых – обмен денег на конкретные вещи. Играя в подобные игры, дети учатся не только считать, но и «планировать», соотносить свои «желания» и «возможности».

Закономерный вопрос
Не сформируют ли игрушечные деньги у ребенка ощущение легкости их получения? Этому скорее способствуют компьютерные игры – виртуальные деньги зарабатываются и тратятся бездумно. С реально существующими деньгами, пусть даже игрушечными, расстаться сложнее. В ролевых или настольных играх ребенок может проследить закономерности: было столько-то монет (купюр), купил игрушку (дом) – осталось меньше или совсем не осталось. «Ворочая» миллионами в компьютерных играх, ребенок не в состоянии представить, о какой сумме идет речь.

Карманные деньги
В возрасте пяти-шести лет детей начинают интересовать не сами деньги, а те возможности, которые открываются перед человеком, обладающим ими. Ребенку хочется самостоятельно что-то купить. Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания» и научиться этому искусству следует именно в детстве. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример – вот основные способы научить ребенка экономии и рачительности.

Наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает ребенка к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах появляется, когда ребенок идет в школу. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. И в этой ситуации бесполезен распространенный аргумент родителей, что они готовы купить ребенку все, что бы он ни попросил, поэтому деньги ему не нужны. Глядя на сверстников, самостоятельно распоряжающихся деньгами, ребенок тоже хочет иметь возможность выбрать себе в школьном буфете что-нибудь, рассчитать, на что хватит имеющихся денег, угостить друзей. Нередки случаи, когда ребенок, не имеющий карманных денег, берет их у родителей тайком – столь велико желание «быть как все».

Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать ребенку в день такую сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Деньги, выданные только на школьный обед, не заменят карманных. В противном случае вместо обеда ребенок станет покупать себе разные лакомства, да еще и пытаться скрыть это от родителей. Поэтому лучше давать денег немного больше, разрешая сдачу оставить себе и тратить ее по собственному усмотрению.

Не всё можно купить…
Хочется предостеречь родителей от соблазна поощрять деньгами успехи в учебе. К сожалению, сегодня все чаще слышишь от родителей, что они платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание, за аккуратно написанные строчки в прописи и т. д. С первого дня учебы главным стимулом для ребенка должно стать только поощрение со стороны учителя – похвала и оценка. В противном случае изменяется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата ради хорошей оценки в форме денежного вознаграждения.

И учиться он начинает не для себя, а для кредитоспособных родителей.

Все чаще в нашей стране родители практикуют опыт зарубежных воспитателей, давая ребенку возможность «заработать», помогая по дому. Помог вымыть машину или убраться после приема гостей, вытер пыль или пропылесосил пол – получи «зарплату». Однако такие выплаты возможны лишь при условии, что необходимый фиксированный минимум обязанностей ребенок выполняет «бесплатно» – убирает свои игрушки, моет за собой и своими гостями посуду, гуляет с собакой и т. д. n

Марина Кравцова
психолог

"Мама и Малыш" №12 2005

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок от 1 до 3 лет" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама