Развитие

Мальчики и девочки

Мальчики и девочки

19 ноября 2015

Они похожи, как красное и синее, как куклы и машинки, как X и Y... Успех воспитания зависит от того, насколько взрослые разбираются в «половом» вопросе.

Организм мужчины и женщины формируется из одинаковых составляющих – генов. Внешние различия определяются гормональными особенностями и строением тела. Адекватное половое развитие в первую очередь зависит от семейного уклада, привычек, которые вольно или невольно ребенок перенимает у родителей – именно поэтому важно, чтобы у крохи были и мама, и папа. Иначе ребенок станет искать образцы для подражания в других мужчинах и женщинах – и в случае неудачных примеров могут возникнуть «перекосы» в формировании половой идентичности. Так появляются инфантильные мальчики и агрессивные девочки. Стереотипы мужского и женского поведения в нормальной семье прививаются автоматически.

«Бесполые» младенцы
В течение первого года жизни, до первого гормонального всплеска, дети – «бесполые». Они не осознают своей половой принадлежности. Вообще, до того, как малыш начнет произносить первые слова, вряд ли можно говорить об абстрактном мышлении – оно развивается вместе с речью. На начальном этапе развития ребенка родителям важна не столько психология, сколько физиологические, педиатрические и бытовые знания: как правильно подмывать мальчика или девочку, какие «памперсы» и трусики выбрать. Переживания папы, что мама слишком много «сюсюкает» с сыном и ласкает его, необоснованны, пока кроха не достиг хотя бы годовалого возраста. Но и, отпраздновав первый день рождения, не надо отказывать мальчику в родительской нежности и ласке, а у девочки – отбирать машинки и пистолеты. Представьте себе мужчину, который не знает что такое нежность, или женщину, неспособную хотя бы морально постоять за себя!

Я знаю, кто я!
Чем раньше вы откажетесь от одноразовых подгузников (хотя бы часть дня ребенок должен проводить без них), тем лучше. Так малыш скорее научится проситься на горшок. К тому же, карапузы в этом возрасте начинают активно изучать свое тело. Часто можно увидеть, как мальчики и девочки рассматривают, ощупывают себя, в том числе и половые органы. Не нужно запрещать, а тем более ругать за такую любознательность – малыши знакомятся с собой. С развитием речи к крохе приходит осознание себя как личности. Начинается процесс половой идентификации. Родителям пора приступать к воспитанию: в девочке – девочки, в мальчике, соответственно, мальчика. Маленькую женщину нужно наряжать в красивые платьица и делать ей «прически», а будущего мужчину – учить сдерживать слезы, быть сильным и уступать девочкам (пока со скидкой на возраст). Но в погоне за женственностью и мужеством не стоит впадать в крайности. Так, непременно надо учить будущего мужчину правилам личной гигиены, навыкам опрятности, а не оставлять эти «нежности» только представительницам слабого пола. А маленькой капризуле не помешает обзавестись терпением и душевной отвагой. В общем – без предрассудков!

Гормональный всплеск в годовалом возрасте приводит к тому, что у мальчиков развивается двигательная активность и, соответственно, крупная моторика. Они постоянно бегают и прыгают, залезают на стулья и диваны, а то норовят и повыше: мальчишкам просто необходимы свобода движений и простор. Постарайтесь побольше с ними гулять и заниматься спортивными упражнениями (в соответствии с возрастом). В занятиях девочек преобладает мелкая моторика: они играют в куклы и посуду, собирают мозаику, рисуют, листают книжки. Бывают исключения из правил, но в большинстве случаев все идет именно так. Примерно с полутора лет начинается активное приучение к горшку – тут у мальчиков могут возникнуть некоторые сложности: в отличие от девочек, им приходится осваивать два варианта «пользования» – сидя и стоя. Случаются казусы, которые для ребенка могут оказаться настоящей трагедией. В подобной ситуации папа на собственном примере должен показать сыну, как действовать. Нет ничего страшного в том, что ребенок поприсутствует в туалете или в ванной – с родителем. В детях пока нет сексуальности. Все отправления человеческого организма они воспринимают как должное. Будет хуже, если в этом возрасте накладывать табу на «подсматривания» и прикосновения: в дальнейшем у ребенка могут развиться комплексы.

Любопытство и любознательность берут свое. Наступает момент, когда дети, наконец, делают вывод, что их половые органы, «как у мамы» или «как у папы». Ребенку важно все потрогать, рассмотреть и вы- яснить причину происхождения – так он познает мир. Все в мире естественно. Ничего безнравственного нет в том, что дочка, например, увидит папу в ванной. Никак не реагируйте на это, тем более – не сердитесь, а постарайтесь в доступной форме ответить на возникающие у ребенка вопросы.

Обычно, когда мальчики осознают свою половую принадлежность и выясняют, что у них есть «то, чего нет у девочек», они чувствуют свое превосходство над женской половиной человечества. Именно в этом возрасте в детском саду дети иногда начинают подглядывать друг за другом, сравнивать свои половые органы. Чем старше становятся мальчики, тем больший ореол создают вокруг своего «мужского достоинства». Девочки значительно более спокойны в этом отношении.

О нежности и мужестве
Примерно в три года у мальчиков может развиться «эдипов комплекс». Мальчишки привязаны к маме очень долго и даже сильнее, чем девочки. Для сына мама – «бесполое», но идеальное существо. Начинается соперничество за нее с папой. Сыновья любят спать в одной кровати с мамой, но ближе к школьному возрасту сын должен быть лишен такой «привилегии». Дочка же часто бывает «папиной». Она с большим удовольствием пойдет в гараж с папой мыть машину, чем поможет маме с уборкой. В четыре-пять лет она переживает период «влюбленности» в отца. Он для нее – идеальное воплощение мужчины. Девочки в этом возрасте часто собираются замуж за папу, называют его женихом.

После трех лет начинается и важнейший период социализации. Если до настоящего момента половое развитие ребенка практически всецело зависело от семьи и происходило внутри нее, то теперь в жизни малыша важную роль играет коллектив. У тех мальчиков, которые воспитываются дома – бабушкой, мамой или няней – скорее всего, в характере останется некоторый налет женственности, инфантильности. В коллективе же после трех лет мальчишки тянутся друг к другу, сбиваются в кучки, играют в подражательные «мужественные» игры, дерутся и выясняют отношения. В этом нет ничего страшного. Если родители вмешиваются в естественный ход развития, ограничивают активность ребенка, чрезмерно отгораживают его от «грубых и невоспитанных»» сверстников и возможных обид, он уходит в себя и порой начинает многое делать исподтишка (и не всегда эти поступки бывают хорошими!). Возможно, сын иногда кажется вам недостаточно мужественным, а девочка временами больше похожа на пацаненка… Не нужно вменять это ребенку в вину или, тем более, ругать его. Родительская задача – показать детям мир во всем многообразии возможностей. Если дочка предпочитает носиться по двору в окружении мальчишек, учите ее шить и готовить. Только не в приказном порядке – есть способы, основанные на доверии и взаимопонимании. А папа при желании может заинтересовать инфантильного мальчика техникой, спортом или рыбалкой. Не надо пытаться переделывать ребенка. Это болезненный процесс, результаты которого весьма сомнительны. Надо принимать и любить детей такими, какие они есть.

И мальчиков и девочек еще в дошкольном возрасте постарайтесь максимально научить заботиться о себе. Помимо традиционных готовки, уборки и рукоделия девочке неплохо уметь чистить обувь, выбивать ковер, даже натягивать велосипедную цепь, если она соскочила. А мальчиков необходимо учить пылесосить и мыть полы, варить макароны и картошку, стирать и гладить свои вещи. Если не сделать этого вовремя, потом не оберешься хлопот и не заставишь сына помочь по хозяйству или убрать за собой.

Часто в детях отмечают чрезмерную агрессивность: они лезут в драку, могут без причины обидеть даже взрослого. Скорее всего, такое поведение передалось от папы. Даже если с виду папа – приличный человек, в семье руки не распускает, возможно, среди домашних принято решать проблемы не словесно, а «телесно»: отобрать, шлепнуть… Мальчики очень восприимчивы к таким образцам поведения.

Девочки, напротив, в большинстве стараются быть женственными, подражают маме, воспитательнице: наряжаются, играют в парикмахерскую, интересуются косметикой, кокетничают. С куклами проигрывают ситуации из взрослой жизни, любят выступать в роли мамы. Если же девочка ведет себя, как мальчик, скорее всего, в ее организме преобладает мужской гормон тестостерон. В пубертатный период ситуация может измениться, а может и нет.

Алена Данилова, Наталья Евгеньева, психолог

"Мой Кроха и Я" №10 2005

____________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама