Развитие

Мир прекрасен, я это знаю

Мир прекрасен, я это знаю

19 ноября 2015

Жизнь многообразна, и знакомимся мы с ее проявлениями по-разному – ведущую роль играет какой-то один из органов чувств. По способу восприятия окружающей действительности психологи делят человечество на три типа.

Людей, наиболее эффективно воспринимающих информацию с помощью зрения, называют визуалами, тех, кому проще усваивать новое на слух, – аудиалами и, наконец, тех, кому легче узнать что бы то ни было, потрогав, понюхав предмет, соприкоснувшись с ним, – кинестетиками. Оказывается, ведущий канал восприятия проявляет себя очень рано – уже двух-трехмесячный малыш имеет четкие предпочтения. Если понаблюдать за ребенком, можно понять, к какому типу он принадлежит. Правда, чаще способ познания бывает комбинированным – человек отдает предпочтение, например, двум каналам восприятия.

Младенец-визуал
Такой малыш больше всего полагается на зрительные ощущения – познает окружающий мир визуально. Он любит все рассматривать, а когда устает, просто закрывает глаза. Его легко отвлечь сменой обстановки, а во время кормления он, наоборот, глаз не закрывает, рассматривая мамино лицо. Такой ребенок очень любит, когда ему строят рожицы, что-нибудь показывают. Он быстро схватывает и запоминает визуальные характеристики предметов (цвет, форму, размеры), радуется при виде знакомых людей и вещей. Ему очень нравится наблюдать за своими руками. Он с огромным удовольствием рассматривают новые игрушки, особенно, если там есть кнопочки и другие мелкие детали. (Слушает малыш-визуал не так охотно, с трудом концентрируется на звуках, двигается тоже мало и по двигательной активности обычно не опережает сверстников.) Позже ему интереснее будет рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать. Он с удовольствием будет рисовать, складывать кубики, вырезать, нанизывать мелкие предметы, играть в видеоигры. Подвесьте яркие цветные игрушки над кроваткой ребенка и почаще их меняйте. Устраивайте малыша в таком месте, где он мог бы наблюдать за действиями окружающих, носите его на руках вертикально, чтобы увеличить «обзор». Подносите игрушки и картинки то с одной, то с другой стороны, стимулируя зрительную способность глаз.

Начните показывать ему картинки в книжках очень рано, комментируйте их. Показывайте репродукции картин и берите кроху с собой в музей. Во время прогулок посещайте с ним разные места, чтобы он смог насытить свою зрительную потребность. Прячьте от ребенка свое лицо и предметы – играйте в «ку-ку». Показывайте, что происходит за окном. Подносите его к разным предметам, чтобы он мог хорошенько их рассмотреть (при этом стимулируйте его к тому, чтобы он потрогал, пощупал вещь, прикоснулся к ней).

Постоянно поддерживайте с малышом контакт «глаза в глаза». Играйте с ним перед зеркалом, стройте гримасы, показывайте разные движения.

Маленький аудиал
Он предпочитает слуховые ощущения, познает окружающий мир через голоса и звуки. Такой новорожденный рано начинает поворачивать голову к источнику звука и затихает, услышав голос мамы. Он рано начинает лепетать, реагирует на музыку, незнакомые звуки и голоса. Аудиал – самый «перспективный» малыш в плане развития речи: он готов слушать и слушать, а со временем будет быстро запоминать слова любой сложности и начнет повторять их гораздо раньше других. Ребенка-аудиала легко успокаивают музыка, знакомые голоса, он любит музыкальные игрушки, ему нравится, когда ему читают или рассказывают. Он прислушивается к разговорам, любит колыбельные. Он постоянно издает какие-то звуки – «разговаривает», играя с игрушками, старается заставить их звучать – выбрасывает их из кроватки, стучит ими. Такой малыш рано начинает щелкать языком, чмокать, пытается привлечь к себе внимание с помощью звуков уже с трех месяцев. (Зато координация у него развита намного хуже.) Подросший аудиал предпочитает игры, связанные с отгадыванием слов, любит слушать музыку, его любимые игрушки – детский телефон, игрушечное пианино или труба. Ставьте такому ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к звукам в доме и на улице («Слышишь – стучат: тук-тук!», «как красиво птицы поют!»), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки: неваляшки, музыкальную карусель, ксилофон и пр. Пойте малышу песни и декламируйте стихи, разговаривайте с ним, стараясь вызвать ответную реакцию, агукайте, улыбайтесь ему. Изображайте забавные звуки, имитируйте животных. Очень скоро он с удовольствием начнет вам подражать. Читайте ребенку книжки. В первое время делайте акцент на ритме, интонации. Но не забывайте при этом показывать картинки и давайте малышу пощупать предметы, о которых рассказываете, – пусть привыкает. «Переводите» звуки окружающего мира в речевые: кто-то чихнул – скажите «апчхи», звякнула посуда – скажите «дзынь». Подносите погремушки то к одному, то к другому его уху, давайте послушать часы, телефон, любые другие звучащие предметы. Привяжите погремушку к его ручке или ножке. Постучите по разным поверхностям: пусть он услышит, какой разный получается при этом звук. Когда малыш повзрослеет, как можно раньше займитесь с ним музыкой, учите его играть на музыкальных инструментах, ритмично стучать в барабан (или хотя бы по кастрюле), отгадывать звуки с закрытыми глазами.

Юный кинестетик
Такой малыш много двигается – он познает окружающий мир через движения и прикосновения. Как правило, он опережает сверстников в физическом развитии и любит, когда к нему прикасаются: тискают, кружат, переворачивают. Этот новорожденный легко выворачивается из пеленок, любит, когда его укачивают, делают массаж и гимнастику, учат плавать. Ему нравится, когда его подбрасывают и щекочут, укачивают и держат на руках, возят в коляске или в машине. Малыша-кинестетика можно успокоить массажем, прикосновениями, прыжками на коленях. Он раньше других начинает переворачиваться, вставать, ползти. Остановить непоседу практически невозможно, легче придумать для него подвижные активные игры.

Очень много значат для него запахи, ведь обоняние тоже используется для познания окружающей действительности. Он любит мобильные игрушки и подвижные игры. Став старше, он предпочитает бегать, прыгать, лазить, плавать, заниматься спортом. Ему трудно долго оставаться в покое, а значит, сосредоточиться на каком-то предмете или занятии. Давайте такому малышу потрогать разные на ощупь предметы, разнофактурные ткани, сшейте мешочки, наполните их крупой, песком. Желательно, чтобы основания (ручки) у погремушек, которые вы вкладываете в руку ребенку, были разными (тонкими, толстыми, гладкими, с пупырышками). Проведите его рукой по шершавой поверхности, потом – по гладкой, комментируя при этом возможные ощущения.

Делайте ребенку массаж и гимнастику, катайте его на мячике, подбрасывайте вверх и качайте в люльке. Прикрепите в кроватке перекладину, чтобы он мог подтягиваться. Регулярно выкладывайте его на пол с игрушками, к которым он будет тянуться.

Стимулируйте его ладошки: вкладывайте в детскую ручку свои пальцы, можно его даже немного приподнять (малыш держится очень крепко). Вы можете потихоньку разжимать кулачки, массируя при этом ладошку и каждый пальчик в отдельности.

Развивайте обоняние крохи: дайте ему понюхать, как пахнет яблоко или детский крем. Когда малыш станет старше, научите его отгадывать запахи с закрытыми глазами.

Поймите и помогите!
Чем лучше мы знаем ребенка, тем легче нам с ним общаться и проще учить. Определив любимый способ познания малыша, родители должны его развивать: обучая ребенка чему-то новому, они теперь могут учитывать, как ему легче усваивать информацию.

Например, рассказывать и читать ребенку кинестетику нужно по-особому, с прикосновениями и действиями: «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая (показываем руками ребенка, какая она большая, тянемся вверх), стал дед репку тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может (обнимаем ребенка и тянем, словно репку) и т. д». Читая ту же сказку ребенку-визуалу, мы должны показывать ему картинки или разыгрывать сказку с помощью игрушек.

Очень важно, развивая у ребенка его «любимый» способ познания действительности, уделять внимание и другим способам восприятия, пытаясь достичь определенного равновесия, сбалансированного развития. Не отказывайтесь от развития разных способностей, и тогда малышу в будущем будут доступны «все краски и звуки» мира, он вырастет всесторонне развитой, гармоничной личностью. Старайтесь использовать его врожденные таланты при развитии других, например, ребенок-слушатель с большим вниманием отнесется к визуальному материалу или физическим упражнениям (гимнастике, массажу), если вы будете сопровождать их разговорами, стихами и песенками. Проявите фантазию, и забота окупится невероятными успехами малыша.

Помните, что ваш ведущий способ познания может отличаться от способа познания вашего ребенка, а значит, ваша забота о нем и игры бессознательно будут ориентированы на собственную индивидуальность, например, если вы слушатель, вам захочется покупать погремушки, ставить аудиокассеты, дарить музыкальные игры. Постарайтесь присмотреться и понять, что нравится вашему малышу, уважайте его «запросы» – возможно, в этой области он сможет достичь особых успехов. 

А у вас какой малыш?
Внимательный любящий взгляд быстро определит, к чему лежит душа у несмышленыша: прислушивается ли он с особым вниманием к разным звукам, удивленно ли таращит глаза на мир вокруг или все, что попало в руки, тащит в рот...

Слушаю (аудиал)

Любимые игрушки: звучащие, пищащие, звенящие, детский телефон со звонком, неваляшка, музыкальная карусель.Как быстрее успокоить: ласково поговорить с ребенком, спеть ему песню, включить приятную музыку.Чем можно развлечь: дать ребенку постучать по кастрюле, по барабану, бубну, изобразить, как «говорят» разные животные.

Смотрю (визуал)

Любимые игрушки: яркие, разных цветов, причудливой формы, книжки.Как быстрее успокоить: переключить внимание ребенка на какой-нибудь новый предмет, посмотреть с ним в окно.Чем можно развлечь: показать картинки в книжке, поиграть в прятки, посмотреть в зеркало, строя рожицы.

Ощущаю (кинестетик)

Любимые игрушки: игрушки с прорезями, в которые можно что-то проталкивать, самые разные на ощупь.Как быстрее успокоить: покачать на руках или в кроватке, сделать массаж.Чем можно развлечь: покатать на мячике, подбросить его вверх, поиграть в «ехал пан», в «ладушки», покачать на ноге.

Наталья Кулакова
кандидат филологических наук, психолог, Монтессори-педагог

"Мой Кроха и Я" №7 2006

______________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года" и "Детская психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама