Развитие

Тянемся вверх! Психомоторное развитие ребенка семи-девяти месяцев

Тянемся вверх! Психомоторное развитие ребенка семи-девяти месяцев

17 ноября 2015

Вот и наступило долгожданное время (7-9 месяцев), когда малышу надоедает ползать, когда ему хочется подняться над своей привычной "средой обитания". 

Его организм начинает готовиться к этому увлекательному и трудному процессу. И подготовка эта - надо сказать, очень и очень нешуточная - приводит к удивительным результатам, которые радуют и воодушевляют не только родителей, но и самого ребенка! Судите сами.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Переход к прямохождению требует от организма кардинальной перестройки, в частности, укрепления мускулатуры спины, повышения прочности костей конечностей.

В этот момент очень важно обратить внимание на состояние мышечного и костного аппарата ребенка. При нормальном развитии ребенка в 7-9 месяцев у него все мышцы развиты равномерно, отсутствуют искривления позвоночника, грудной клетки, ребер, конечностей и суставов. Наблюдая за игрой малыша, его попыткой взять предмет, можно составить приблизительное представление о свободе движений рук и ног, заметить выраженную "неуклюжесть" ребенка при выполнении мелких движений (частое выпадение игрушек из рук) 1, повышенную утомляемость конечностей. Например, наиболее чувствительный способ определения повышенной утомляемости мышц кистей - это протянуть ребенку свои указательные пальцы; при этом хватательный рефлекс заставит малыша сжать их в кулачках, и вы сможете оценить равномерность и силу сжатия. Если что-то вам начинает не нравиться, что-то настораживает - сразу обратитесь к неврологу. Такие, незначительные на первый взгляд, симптомы могут оказаться первыми вестниками тяжелого неврологического заболевания - детского церебрального паралича.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИЧТАЯ СИСТЕМА
Что означает переориентация на "вертикальное" положение для сердца ребенка? Прежде всего - дополнительные нагрузки: грубо говоря, качать кровь сердцу придется теперь не "по горизонтали", а "по вертикали", преодолевая силу тяжести. Кроме того, крохотное сердечко малыша должно будет обеспечить своему "хозяину" возможность частой смены положения тела: маленький непоседа будет без конца садиться, вставать, ложиться. И сердечно-сосудистая система прилежно готовится к столь ответственной миссии - увеличивается сердечная масса, сосуды "тренируются" адекватно реагировать на изменение кровенаполнения

НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Все, о чем мы говорили выше, невозможно без поддержки со стороны нервной системы, ответственной за регулирование функций внутренних органов. Те из вас, кто еще не до конца забыл школьный курс биологии, помнят, что нервная система высших животных и человека делится на центральную (ЦНС) и периферическую. Центральная, как ей и положено, осуществляет стратегическое руководство. Периферическая нервная система отвечает за бесперебойную связь между ЦНС и исполнительными органами (мышцами, железами). Рецепторы передают информацию в ЦНС, а затем доносят принятые на основе этой информации "решения" центра до исполнительных органов.

Чтобы соответствовать возросшим требованиям, центральная нервная система стремительно изменяется: увеличивается количество извилин на поверхности коры головного мозга, что, естественно, значительно увеличивает ее площадь. Укрепляются функциональные связи между различными отделами коры в обоих полушариях, а также между аналогичными участками противоположных полушарий. Все это обеспечивает более эффективную работу "высшего этажа" нервной системы малыша, помогает ему выдержать натиск новых ощущений и впечатлений.

Не менее бурными темпами развивается и периферический отдел нервной системы. Именно в этот период наиболее выражено его функциональное разделение на два подотдела - симпатический и парасимпатический. Симпатический отдел нервной системы отвечает за сужение кровеносных сосудов, парасимпатический, наоборот, за расширение.

РЕФЛЕКСЫ
У ребенка 7-9 месяцев в рефлекторной сфере продолжают преобладать и развиваться выпрямляющие реакции (см. статью "Мир в новом ракурсе" в предыдущем номере журнала). В частности, разобранная нами защитная разгибательная реакция рук (ответное движение рук при внезапном перемещении туловища вперед) способствует тому, что в 8 месяцев ребенок в положении сидя может поддерживать свой вес руками, вытянутыми в стороны, а в 9-10 месяцев - назад). При этом руки создают опору на ладонь.

Реакции равновесия помогают сохранять и восстанавливать равновесие в процессе двигательной активности. Подобно реакциям выпрямления, реакции равновесия развиваются в определенной последовательности в течение длительного времени. Реакции равновесия не совершенствуются до тех пор, пока ребенок не продвинулся на очередную - более высокую - ступень развития выпрямляющих реакций. Поясню на примерах: реакции равновесия в положении на спине и на животе начинают интенсивно совершенствоваться, только когда ребенок научится сидеть без поддержки (около 8 месяцев), реакции равновесия в положении сидя начинают активно "работать", когда ребенок уже может стоять (примерно в 9-10 месяцев), в положении стоя - когда ребенок уже ходит (как правило, в 10-12 месяцев). Реакции равновесия продолжают развиваться и совершенствоваться до 5-6 лет.

Какие особенности поведения ребенка должны насторожить родителей? Во-первых, значительные затруднения в удержании вертикального положения при попытке сесть, а также чересчур частые падения при попытке встать. Во-вторых, плохая координация движений (при попытке взять предмет, показать пальцем часть тела или игрушку и т.п.).

Кроме того, оценивают характер самих движений. Поводом для тревоги должны стать, с одной стороны, избыточные, чересчур активные движения, носящие насильственный характер (гиперкинезы), с другой стороны, замедленные, обедненные движения, частое застывание в одной позе (гипокинезия). Стоит также обратить внимание на мимику: при патологических состояниях она может быть выражена недостаточно вплоть до ее полного отсутствия (амимия).

Предвижу вопросы: что считать значительными затруднениями в удержании равновесия? какую интенсивность движений следует оценить как избыточную или недостаточную? и т.д. - ведь все дети разные. Все верно, неврологическая норма - не экзамен, по которому можно получить "пятерку" или "провалиться". И все же, если у вас есть сомнения относительно темпов или каких-то конкретных особенностей развития вашего ребенка, самым разумным будет поделиться ими с детским неврологом - он либо успокоит вас, либо подтвердит ваши опасения и немедленно назначит необходимое лечение. Поверьте, перестраховаться в этом случае куда лучше, чем опоздать!

Итак, мы в общих чертах описали основные механизмы психомоторного развития ребенка 7-9 месяцев. Каковы же результаты столь серьезной подготовки организма к новому жизненному этапу, как они выражаются в поведении ребенка?

В 7-8 месяцев ребенок:

- устойчиво сидит;
- встает на четвереньки;
- делает попытки сесть самостоятельно, а иногда и садится;
- встает на ноги и стоит короткое время у опоры;
- перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- хлопает в ладоши;
- произносит слоги ("ба-ба", "ма-ма" и т.п.);
- выражает удивление, интерес;
- отличает "чужих" от "своих".

В 9 месяцев малыш

- встает на колени;
- уверенно стоит, держась за опору;
- стоит, делает попытки ходить;
- машет рукой "до свидания";
- ест с ложки;
- знает значение некоторых слов;
- показывает предметы, игрушки;
- говорит отдельные слова ("мама", "папа", "дядя" и т.п.);
- выполняет отдельные просьбы взрослых;
- понимает запреты.

Развиваемся, не покладая рук... и ног
Из всего вышесказанного вытекают основные рекомендации по ведению ребенка этого возраста:

1. Рацион малыша должен быть как можно питательней, с большим количеством компонентов, содержащих кальций и фосфор. Эти элементы прежде всего необходимы для укрепления и построения костной и мышечной тканей.

2. Необходимо как можно больше общаться с малышом, давать ему физическую нагрузку, заниматься с ним развивающими упражнениями:

а) Играя с ребенком, добейтесь такой ситуации, в которой ему пришлось бы встать, держась за опору. Если на первых порах у него ничего не получается, не беда - ножки малыша должны привыкнуть к повышенной нагрузке. Когда впервые вам удалось добиться результата, постарайтесь закрепить его, заинтересовать малыша каким-нибудь предметом, рассмотреть который можно, только приняв вертикальное положение. Любопытство - великая сила, и ребенку захочется еще раз встать и посмотреть на заинтересовавшую его вещь.

б) Очень полезно развивать мускулатуру рук - ведь именно за счет рук маленький человечек сможет на первом этапе, держась за опору, находиться в вертикальном положении. Как это сделать? Держа малыша за руки, приподнимите его на несколько секунд и вновь опустите. При этом естественный повышенный тонус мышц-сгибателей рук будет заставлять ребенка как бы "подтягиваться" вверх, и в то же время вес малыша будет тянуть его вниз.

в) Повышенная нагрузка на позвоночник, особенно на первом этапе перехода к прямохождению, требует проведения мероприятий, направленных на расслабление мышц спины. Самый простой способ добиться этого - почаще купать ребенка. В воде нагрузка на околопозвоночные мышцы минимальна, тонус их снижается, наступает расслабление.

г) Очень полезен на этом этапе расслабляющий массаж спины - легкими поглаживающими движениями в направлении от попки к шейному отделу.

3. Не меньшее внимание следует уделить речевому развитию ребенка. Теперь он понимает многие интонации, реагирует на свое имя, пытается словами "обозначить" окружающие его предметы и людей. Помогите ему - не торопясь назовите окружающие предметы. Не забудьте обозначить себя и "представить" малышу всех членов семьи. И поверьте, что время, потраченное на эту процедуру, не пропадет даром. Ведь первые слова, произнесенные ребенком, будут адресованы именно вам. Увидеть, как малыш постепенно встает на ноги, как он впервые произносит слова "мама" и "папа" - что может быть лучше и долгожданней для любящих родителей, можно ли ожидать большей награды за доброту, внимание, заботу о маленьком человечке?!

Алексей Митраков

Детский невролог

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Москвы

"9 Месяцев" №11 2001

_________________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года" и "Развитие и психология"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама