Психология

Музыка начинается в семье

Музыка начинается в семье

23 ноября 2015

"За девять месяцев до рождения ребенка... А еще лучше - за девять месяцев до рождения матери". Так ответил Золтан Кодаи на вопрос: "Когда начинать музыкальное воспитание?". Афористичное суждение известного венгерского педагога и композитора не просто красивый экспромт. Именно так дело и обстоит.
 

Cожалеем, если внесли некоторое беспокойство в вашу жизнь. Ведь многие родители считают, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет - растет здоровеньким, и слава богу. Но педагоги и психологи сегодня утверждают в один голос: время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно наверстать. 

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом известного японского сторонника раннего управляемого развития детей Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, утверждающих, что "после трех поздно". Думаем, что все обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами высокого уровня. Однако не приходится сомневаться, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен. У детей до трех-четырех лет очень высокая способность к обучению и развитию. Они начинают с чистого листа, лишены стереотипных представлений, активно впитывают все новое.

С рождения младенец попадет в мир, наполненный звуками. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, стук погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков - сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в этот мир и пытается его понять. Уже в два-три месяца он начинает воспринимать звуковое окружение эмоционально. Малыш смотрит, откуда доносятся звуки, ищет глазами их источник, а с семи-восьми месяцев пытается воспроизвести то, что слышит: гулит, бормочет, иногда даже напевает. С этого времени ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

Еще не улавливая смысла слов, малыш чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На слова, сказанные ласково, отвечает улыбкой, тянется к взрослому ручками. Сказать то же самое сердито - пугается, плачет.

Постарайтесь по возможности оградить ребёнка от звуков громких, чересчур резких. Его неокрепшей нервной системе они противопоказаны. Слыша громкие звуки (например, шум дрели за стеной), малыш морщится, сердится, иногда плачет. Когда громких, диссонирующих звуков много и они повторяются изо дня в день, ребенок нервничает, возбуждается, плохо ест и спит. Мелодичные, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют радость. Постарайтесь создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, некоторые музыкальные игрушки. Особенно благотворное влияние оказывает на музыкальное развитие младенца пение матери.

Веками мамы (а нередко и папы) пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о таком пении у многих из нас связаны с ощущениями счастья и любви.

Сегодня песня у колыбели все больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему и несовременно, когда есть так много самой разнообразной поющей техники. Многим в нашей суматошной жизни просто не до песен. А жаль: пение близких - лучший путь к тому, чтобы ребенок ощутил музыку как что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что их одиннадцатимесячный ребенок пытается повторять интонации их пения, стали разыгрывать целые оперные сцены, обращаясь к малышу с напевными речитативам: "Вставай, маленький, любимый Сашенька! Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка?.." К двум годам Саша любил петь, а к трем распевал многие детские песенки: "Елочка", "Крокодил Гена", " Мы едем, едем, едем...".

Иногда мама и папа спрашивают: "А если нам медведь на ухо наступил?" У специалистов на этот счет нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребенку нежелательно, так как музыкальному слуху будет нанесен вред. На наш взгляд, представление о том, что если у родителей нет музыкального слуха, то и у ребенка его не будет, лишено достаточных оснований. Главное в пении родителей - не точное интонирование, а эмоциональный контакт.

Как определить, какая именно музыка нужна вашему ребенку? Выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев предложил способ простой и надежный: "Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие - радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений".

Опыт семей, которые мы наблюдали, показал, однако, что совет Бехтерева срабатывает не всегда. Есть малыши, которые на музыку реагируют слабо или настолько неопределенно, что какие-то выводы сделать трудно. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, но подходящих для всех малышей.

Пусть для крошечного слушателя звучат лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит ограждать его от Баха, Чайковского, Бетховена и ограничиваться музыкой элементарной, написанной "специально для малышей". Оговоримся: конечно, у музыки для самых маленьких должна быть ясная мелодия, светлый характер, четкая форма. Как в чтении: сначала стихи Маршака или Чуковского. Но ни в коем случае не дешёвые, любительские поделки.

В педагогической литературе был описан интересный пример раннего слушания музыки. Папа и мама Алферовы любили музыку, хотя не имели музыкального образования. Сыну Грише они с месяца давали слушать Баха (выбор композитора был случайным). Слушать мальчику нравилось: он поворачивал на звук головку, улыбался. В четыре месяца у него появились любимые произведения - скрипичные концерты Баха и Вивальди. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и о том, что музыка перестала звучать, узнавали, услышав, что малыш собирается плакать. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать сам, а в год чисто пел несколько простых детских песенок. К четырем годам в песенном репертуаре Гриши были как детские, так и взрослые песни, а среди любимых композиторов - Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Знаем немало подобных примеров и не считаем Гришу вундеркиндом.

У же в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит спокойно, а когда звучит бодрая, радостная музыка, восклицает, напевает, иногда приплясывает. Вы доставите большое удовольствие еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под ритмичную, весёлую музыку будете их сгибать и разгибать. Кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Все это не только развивает его движения, но и улучшает настроение, создает важную эмоциональную связь: музыка - это радость и удовольствие.

Ближе к году ребенок с большим интересом слушает музыку, под которую взрослые ритмично двигаются с флажком или бубном. Взрослого может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс танцуют. Под песню игрушечная птичка поет; а когда песня кончается, улетает. Удобны так называемые петрушечные куклы, которые надеваются на руку и двигаются, особенно выразительно.

Мы все ближе подбираемся к вопросу: как слушать музыку? Без ответа на него все наши рассуждения могут повиснуть в воздухе. Вот несколько основных соображений.

• Не надо включать музыку, если по каким-то причинам ребенок к этому не расположен (ему хочется чего-то другого, у него плохое самочувствие).

• Музыка не должна быть слишком громкой.

• Музыка, даже самая прекрасная, не должна звучать постоянно. Иначе она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.

• Сначала длительность слушания музыки не должна превышать двух-трех минут. По три-четыре раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или не нравится) станет более определенной.

И конечно же, как и всегда, нам может помочь игра.

В два-три месяца. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Он тянется к ним взглядом и радуется, что снова обнаружил звучащие предметы.

В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться все дальше и дальше. Благодаря подобным играм кроха определяет связь между звуками и их источником.

В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Музыка звучит полминуты. Затем вы накрываете источник звука куском материи и спрашиваете маленького слушателя: "Где музыка? Нет музыки?". Ребенок с удовольствием принимает игру, и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается, ждет, что вы снова включите музыку, и слушает её с новым интересом.

Лев Мадорский, Анатолий Зак

"Семья и школа" №3 2009

_____________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе "Ребёнок до года"

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама