У семейного очага

Личный опыт: Наш день рождения. Отмечаем 4 года

Личный опыт: Наш день рождения. Отмечаем 4 года

08 февраля 2016

В день праздника была, как всегда, суматоха. Подготовка угощения, скатерти-посуда, еще не забыть обычные дела типа прогулки с Мишкой – заодно мы закупили гелиевые шарики (они так удачно потом висели под потолком и с них свешивались блестящие ниточки), потом именинник вырезал разнообразнейшие фигурки из цветной бумаги и разбрасывал все это по полу – это называлось «я украшаю комнату». И вот первый звонок в дверь!

Приглашено было двое детей плюс именинник Мишка, 4 года: Лиза, 4 года и Сережа, 5 лет (хотя говорят, что гостей должно быть «число лет плюс один», но еще пара детишек – брат и сестра – приболели). И, соответственно, три пары родителей.

Мы не стали устанавливать большой стол, я вынесла только фрукты, выпечку и компот (в результате комната была свободна для игр и конкурсов), а на кухне был накрыт небольшой праздничный стол для желающих перекусить поплотнее.

И вот – гости встречены, подарки уже получены и изучаются сидящими на полу детьми, мамы-папы делятся последними новостями и тут…

В дверях появляется некто в кедах, в кепке, в ярком костюме, с огромным носом, с огромным мешком в заплатках и огромным надутым розовым шаром. «Здравствуйте, Мария Ивановна тут проживает?». Обалдевшие дети смотрят на гостя, молча. Он продолжает: «Меня позвали на день рождения к Марии Ивановне, ей сегодня 75 лет, где именинница?». Никакого ответа, но дети начинают шевелиться, интерес перевешивает боязнь перед странным незнакомцем. «О-о, да у вас тут тоже красиво как! У вас тоже праздник? А какой?». Мишка, осмелев, произносит: « У меня день рождения, мне сегодня 4 года».

И эта фраза стала началом контакта, клоун увлек детей и их родителей, начались игры, соревнования, забавы, шутки. Ребята забыли про мам и пап, они радовались сами, давали нам, взрослым, повод оценить их, увидеть как бы со стороны, вызывали у нас законное чувство гордости – своими знаниями, умениями, поведением. Но для них это был просто праздник и сменяющие друг друга игры, словом, замечательный вечер. А впрочем, это был также и праздник для родителей – ведь мы тоже принимали участие в конкурсах.

По порядку все происходило вот так:

  • Знакомство – клоун спрашивал каждого ребенка, как его зовут и сколько ему лет. И между делом задавались загадки по этой теме (например, «чтобы его узнать, надо его назвать» - с подсказки одного из пап догадались, что это «имя»)
  • Познакомившись, встаем в большой круг: мамы-папы-дети-клоун, Мишка-именинник в центре, поем «Каравай» (при этом все смеемся: как же давно это было у нас, уже тридцатилетних родителей!), Мишка, довольный, стоит в центре, улыбается и поет со всеми вместе. Потом 4 раза – по числу лет, – хлопаем в ладоши, затем 4 раза топаем ногами (папы сачкуют, жалеют соседей снизу), потом громко-громко кричим «Поздравляем!».
  • Игра – клоун принес огромный мячик, мы передаем его по кругу друг другу и тот, у кого окажется мячик в момент, когда клоун скомандует «Стоп!» (как вариант можно останавливать музыку в какой-то из моментов), должен высказать свои пожелания имениннику. Трогательно звучат слова маленького Сережи: «Будь хорошим!», на что Мишка реагирует моментально: «Я и так хороший!», а Сережка продолжает: «И слушайся маму, и папу, и больше никого»). Затем мяч снова бежит по кругу, и на этот раз пожелания высказывает Дима – папа Сережи: «Будь таким же умным, спокойным и надежным, как твой папа», и снова играет музыка, мяч бежит дальше…
  • Дети на полу, перед ними белый лист: рисуем коллективный портрет именинника. Предложено нарисовать именно портрет, поэтому стремления нарисовать шею (Лиза) или пузо (Миша) отклоняются. Так и создают шедевр – кто-то рисует голову, кто-то – глазки, кто-то – реснички… Полученный портрет – его мы обязательно сохраним! – отдается взрослым с просьбой на оборотной стороне написать добрые слова виновнику торжества.
  • Игра «защитим именинника». В доме нашлось несколько больших мягких игрушек – большая собака, белый медведь и мартышка. Дети на полу, клоун рядом с ними, звери «усаживаются» вокруг. Звери хотят напасть на именинника, но гости смогут защитить его, рассказывая по очереди стихи или песенки, - если не будут останавливаться. Как только гости замолкают, звери приближаются, окружают именинника, но едва они услышат стишок – отступают.

Эта игра вызвала неоднозначную реакцию. Сначала все шло хорошо, но когда внезапно закончились запасы стихов в детских головках, и звери подошли слишком близко, на Мишкином лице появилась недовольная гримаса, а в глазах выступили слезки – но тут выручили мамы, подсказали еще несколько строк, и звери убежали. Игра была тут же закончена, и на детских лицах снова появились улыбки. Это нам урок на будущее – останавливаться и прекращать игру вовремя.

  • Игра на ловкость пальчиков – дети встают в шеренгу, перед каждым на расстоянии метра кладется по два банта. И один сладкий приз – впереди, в центре. Банты завязаны узлами, по 4--5 узлов на каждом, но не крепко, и требуются навыки мелкой моторики и сообразительность, чтобы развязать все узлы на двух бантах и первым добраться до приза. Дети начали старательно развязывать, пыхтят, оглядываются на мам, но борьба должна проходить честно! Мамы могут только подсказывать словами и напоминать: «Не затягивай!». Не сразу, но, все-таки, все узелки были побеждены. Детишки показывают клоуну свои гладкие ленточки, и все получают по призу.
  • Время загадок.

Я заготовила несколько загадок накануне, правда, у клоуна были свои, похожие, но я их не запомнила. Поэтому в качестве примера привожу то, что было запасено у меня.

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки,

Зовут ее ...

(лягушка).

Лапу кто зимой сосет?

А еще он любит мед.

Может громко зареветь,

Как зовут его? ...

(медведь).

Пи, пи, пи – она сказала,

Сразу в норку убежала.

Что же это за малышка?

Это маленькая ...

(мышка).

У этой малышки

Твердая рубашка.

Знаю я из книжки,

Это - ...

(черепашка).

На диванчике лежит,

Только «мяу» говорит.

Молочко пьет в миске,

Знаю, это - ...

(киска).

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый ...

(волк).

Эти загадки оказались легкими для наших детей, потому что рифма помогала догадаться об ответе. Но вторая серия была посложнее – там рифма подсказывала, наоборот, неправильный ответ!

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает ... (ожидается корова, на самом деле – обезьяна).

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду ... жираф.

(Волк).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ... волк.

(Медведь).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать ... муравей.

(Свинья).

В теплой лужице своей

Громко квакал ... Бармалей.

(Лягушонок).

Кто не дружит с ярким светом,

Под землей зимой и летом?

Носом он изрыл весь склон.

Это просто серый ... слон.

(Крот).

Кто в лесу дрожит под елкой,

Чтоб не встретиться с двухстволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовется... лев.

(Заяц).

 
Но и с этими загадками, поняв, в чем суть, и уже не поддаваясь на провокации рифмы, дети справились! Ответы они выкрикивали громко, азартно, им явно нравилось это дело.

  • Эстафета.

Поработав немного головой, хорошо бы и размяться. Выстраиваемся в две команды, вперемешку – мамы--папы--дети, кто куда хочет – каждой команде дается лопаточка, возле окошка рассыпаются «блины» - любые плоские предметы. Каждый участник бежит к окну, кладет «блин» на лопаточку, несет к своей команде, там его скидывает, передает лопаточку. Затем следующий участник делает то же самое.

Когда все «блины» в общей куче у окна закончатся, считаем блины в командных кучках и определяем команду--чемпиона. Думаю, у каждого в доме найдется что-то подобное, да и не обязательно делать лопаточки с блинами. В крайнем случае, можно хоть детали от конструктора использовать, хоть кубики. Главное – перенести из одного места в другое и сделать это быстрее соперников.

Итак, старт! Под ритмичную музыку и поддержку всей команды каждый старается сделать все быстро, не потерять блин и передать лопаточку другому. Даже я, с моим семимесячным животиком, так же активно бегала с лопаточкой. Сейчас все мы были увлеченными игрой детьми.

А потом пришло время удивляться клоуну. Он решил посчитать блины в каждой кучке и спросил ребят: «Поможете?». «Да!» - звонко ответили они, и началось.

«Раз, два, три…» ... каждый блин клоун вскидывал над головой. После восьми и девяти он был удивлен, а когда наши спокойно, как ни в чем не бывало, так же громко и уверенно хором считали: «Десять, одиннадцать, двенадцать...» он посмотрел на нас, родителей, с легким испугом – мол, они до скольких умеют считать? Что ж поделать – современные дети осваивают все науки раньше.

В общем, наша команда набрал 14 блинов, соперники – 16, и они победили, но мы нисколько не расстроились, потому что впереди нас ждал еще один сюрприз.

  • Медвежонок.

Клоун наш был артистом кукольного театра, и, конечно же, к нам непременно должна была прийти кукла.

Она и пришла. Вернее, это был он – симпатичный медвежонок (кстати, приличных размеров – около метра в высоту), который разговаривал с ребятами и играл с ними в «пчелку».

По двум нашим комнатам были разбросаны цветы (это был театральный реквизит, но можно найти и искусственные, или сделать самим из бумаги), а каждый ребенок был пчелкой – на жесткую проволочку с ручкой была надета пчелка-игрушка (можно сделать самому из кусочков ткани и набить чем-нибудь мягким). Длина проволочки – около метра, так что дети, сидя на диване, могли пожужжать и ужалить мам, сидящих на соседнем диване), чем они, собственно, и занялись в первую же секунду. А потом было задание – собрать мед для медвежонка. Для этого надо было облететь все цветы и собрать как можно больше меда (цветок принести с собой). Было несколько вылетов, каждый малыш отличился, приносил по целому букету цветов, а медвежонок был очень доволен: всех гладил мягкой лапой по лицу и целовал в щечку.

Несмотря на то, что дети явно видели клоуна-кукловода, они все равно считали медвежонка чем-то отдельным. Это был живой гость на их празднике, с ним можно было разговаривать, с ним поначалу они так же знакомились и объясняли, что тут происходит. Это было так нежно и так заботливо – дети и маленький пушистый зверек… Но он вскоре попрощался и ушел к своим родителям в лес.

  • Снежки.

А у нас началась новая командная игра – встаем вдоль двух стен, на пол высыпаются «снежки» (обернутые белой марлей кусочки поролона диаметром 7--8 см – совершенно безопасно для детских голов и хрупких вещей в квартире). Надо закидать команду соперников снежками, а в конце игры (длилась она минуты 2--3 под задорную музыку) мы сосчитали, сколько снежков на стороне каждой из команд. И снова дети увлечены, взрослые так же активно участвуют, смех, крики, эмоции, поддержка друг друга…

По окончании считаем, на чьей стороне больше снежков, а победители опять получают сладкие призы.

Но всему самому приятному приходит конец. Дети устали, это видно по их личикам, поэтому пришло время прощаться с клоуном. А впереди их ожидало еще одно чудо – свечки на тортике.

…Поэтому клоун складывает свои вещи в большой мешок, еще раз поздравляет Мишку, ребята снова кричат: «С днем рождения!», а Миша получает тот самый огромный шар в подарок. Клоун дарит его со словами: «Пусть все у тебя сложится хорошо, малыш! И пока этот шарик с тобой, все твои мечты сбудутся. Удачи тебе!».

Миша стоит, примолкнув, потом кидается к маленькому столику с фруктами, берет там киви и несет клоуну: «Спасибо, угощайтесь, вот!». Это было так по-детски непосредственно! «О-о, мои любимые киви!» - улыбается клоун. А я подумала, что Мишка сейчас очень расстроится – ведь его гость уходит. Но идея прощания оказалась очень простой, меня она даже удивила своей обыденностью и, в то же время, неожиданностью. «Ребята, я все-таки пойду, поищу Марию Ивановну, а вы бегите мыть руки и садитесь за стол, ладно? До свидания!».

Вся ватага понеслась в ванную и, вернувшись оттуда, завалила клоуна вопросами: «А еще раз придешь? А ко мне? А в следующем году придешь? А когда мне будет 6 лет, придешь?». Добрый клоун улыбался – конечно же, он придет!

Дети побежали устраиваться за столом (полтора часа таких активных игр требовали заправки), я закрыла дверь за нашим гостем (переодевшись, он стал обычным человеком, каких много среди нас) и вдруг мне подумалось – этот вечер дети провели с добрым волшебником. Да, я оплачивала его услуги, да, это его работа. Но он был настолько душевно близок с детьми, настолько искренне все делал, настолько увлеченно, что я забывала о том, что это «нанятый мной для проведения праздника человек». Он был реально нашим гостем. Это было так приятно – знать, что к нам приходил не ремесленник, просто хорошо знающий свою работу, а мастер, вкладывающий в дело всю душу. Хочется сказать ему большущее спасибо за все!

А потом у нас был торт, четыре свечки, чаепитие и просто свободные игры детей.

P.S. Клоуна мы приглашали из детского кукольного театра.

Римма Прохорова

«Мама и Малыш» №7, 2004

Предложить новость

Мы принимаем публикации от читателей.


Реклама